Меню
Проблемы и достижения дошкольного образования

Проблемы и достижения современного дошкольного образования

 

Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру. Но, увы, не все семьи могут способствовать этому. Семья переживает в России тяжелейший кризис: растёт число внутрисемейных конфликтов, разводов, резко сократилась рождаемость, увеличилось число семей социального риска, матерей-одиночек и безработных женщин.

А что же даёт детский сад ребёнку? Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Только в условиях детского сообщества ребёнок познаёт себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям. Этого не может восполнить ему ни один даже очень умный взрослый. Встраивание себя в детское сообщество – важное качественное изменение в развитии ребёнка, без чего невозможно его дальнейшее продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей «педагогическую запущенность», которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. «Педагогически запущенный ребёнок» фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования.

В силу этих обстоятельств необходимы усилия государства и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей с целью их полноценного развития.

Во-первых, важно учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2-х месяцев до 3-х лет), групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2–3 раза в неделю на 3–4 часа) и др. Во многих детских садах закрылись ясельные группы, и детей набирают только с 3-х лет. Как молодой маме обеспечить жизнь ребёнка до 3-х лет, если выплаты на ребёнка государство оплачивает только 1 год и 6 месяцев?

Наличие же высших и низших категорий, присваиваемых дошкольным учреждениям разных видов по итогам аттестации, изначально ставит детей в неравные стартовые условия развития и нарушает права ребёнка на получение доступного и качественного образования, поскольку в учреждениях низшей категории соответствующие и образовательные услуги.

Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной «хорошей» категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности, могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).

Система дошкольного воспитания обновилась и содержательно. Детские сады работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Но как и плюсы, так и минусы они несут за собой. Часто программы прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других – обучение отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму игру как ведущую деятельность в этом возрасте. Многие педагогические технологии не учитывают возрастных особенностей детей, завышают требования к ним, перегружают детей различными обязательными занятиями, что приводит к нарушению нормального режима дня, к систематическому утомлению и, как следствие, ухудшению и без того плохого состояния здоровья детей.

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого – маленькая зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего обширную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам – достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объёма образовательных услуг детских садов. Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребёнка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3–4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребёнка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования.

Оптимальным решением является определение процента от общей стоимости содержания ребёнка в детском саду, который составил бы размер оплаты, доступный большинству родителей при адресной поддержке малообеспеченных семей.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс  должен быть направлен не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. В дошкольных учреждениях сейчас этим занимаются педагоги дополнительного образования, цель которых помочь ребёнку раскрыть талант и способности к тому или иному творчеству. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию детей. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей – это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределённости), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Наиболее распространённые виды занятий – это хореография, гимнастика, изобразительное искусство, математика для малышей, вокал, прикладное творчество и многое другое.

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.). К сожалению, государство на это деньги не выделяет. Так же плохо финансируется приобретение педагогами дидактической и методической литературы. А мы знаем, сколько  сейчас интересной, полезной и увлекательной литературы, помогающей педагогу в любой образовательной деятельности, и стоимость их не низкая.

Большая проблема детских садов – озеленение клумб, детских площадок и террас. Это «лицо» любого дошкольного заведения. Очень важно, в каких условиях буду гулять наши дети, а так же заботиться об окружающей среде. Но на это тоже нужно финансирование.

Решение проблем организации дошкольного образования, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Новости
Белорусы на международной олимпиаде по информатике завоевали серебряные и бронзовые медали 06.08.2015

В этом году Казахстан удостоился чести провести 27-ую международную олимпиаду по информатике. Состязание проводилось с 26 июля по 2 августа в г. Алматы в стенах Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. В ней приняли участие 322 конкурсанта из 84 стран.

Подробнее...

Начался прием заявок на "Конкурс инноваций в образовании 2016" 19.04.2016

К участию приглашаются индивидуальные разработчики и небольшие команды из 2-6 человек без каких-либо ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям. Если у Вас есть инновационные идеи для сферы образования - этот конкурс для Вас!

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба