Меню
Концепция дошкольного образования Республики Беларусь

Концепция дошкольного образования Республики Беларусь

 

1. Введение

На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают детские учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование дошкольного воспитания и обучения. Введен термин "дошкольное образование" (с 1997 года по решению ЮНЕСКО). Значительная часть задач, определенных Концепцией развития дошкольного воспитания в БССР (1990 г.), за прошедшие годы решена. Вышеперечисленные проблемы актуализировали необходимость ее переработки.

Настоящая Концепция дошкольного образования Республики Беларусь (далее - Концепция) предлагает теоретические основы дошкольного образования, определяет его функции, стратегию, цель, принципы, задачи развития до 2010 года, особенности используемых в дошкольном образовании технологий воспитания и обучения.

В Концепции нашли отражение современные тенденции развития дошкольного образования в нашей стране и за рубежом, учтены мнения педагогов-практиков, методистов, ученых.

Юридическими документами, из которых исходит Концепция и которыми регулируются отношения в сфере дошкольного образования, являются Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании в Республике Беларусь" (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; 1995 г., N 18, ст. 200; 1996 г., N 21, ст. 380; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 32, ст. 459), Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. "О правах ребенка" (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; 1996 г., N 21, ст. 380), Примерное положение о детском дошкольном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования от 28 июня 1993 г., N 203 и другие нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

Государство признает важную роль дошкольного образования в становлении личности и создает надлежащие условия для пользования им гражданами республики, оказывает всестороннюю помощь и поддержку семье в воспитании ребенка путем создания и развития широкого спектра дошкольных образовательных учреждений, обеспечивает доступность дошкольного образования.

 

2. Исходные положения

Дошкольное образование является составной частью системы образования Республики Беларусь и должно обеспечивать разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными особенностями, потребностями государства и общества.

Особенностью дошкольного детства, отличающей его от последующих этапов развития, является то, что в этот период обеспечивается именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития. Эти периоды жизни ограничены кругом возможных достижений в психическом развитии ребенка; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно "переставлены" во времени: период младенчества (первый год жизни); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести-семи лет).

Сохраняя все то ценное, что имеется в ныне существующей системе дошкольного воспитания, ориентируясь на положительный зарубежный опыт, а также на новый, определенный современной ситуацией социального развития заказ семьи, школы, общества, новые нормативно-правовые документы, согласно определению, принятому ЮНЕСКО (1997 г.), целесообразно ввести новое определение первой ступени образования как "дошкольное образование", под которым понимается разносторонний целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое и психическое развитие ребенка исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей; своевременный и полноценный переход его на следующую ступень образовательной системы - школу.

Следует отметить функциональное единство воспитания и обучения. Это взаимодополняемые друг друга стороны единого образовательного процесса. Исходя из ориентации образовательного процесса на личность ребенка, воспитание и обучение дошкольников осуществляется по принципам педагогики сотрудничества.

Как результат, образование есть содержание прогрессивных изменений качеств личности в результате осуществления образовательного процесса. Образованием обеспечивается:

  • становление человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • формирование картины мира, соответствующей современному уровню знаний;
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, создающий предпосылки для интеграции личности в национальную и мировую культуру;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Об успешности завершения комплексного образовательного процесса свидетельствует уровень образования как нормативно устанавливаемая ступень образования. Для личности ребенка образовательный уровень - это уровень развития свойств и качеств личности, совокупность знаний, навыков и умений, достигнутых ребенком в соответствии с возрастом и нормативными требованиями базовой или вариативных программ, базирующихся на стандарте образования.

В педагогическом процессе приоритетной является модель личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, которая предполагает:

  • субъектность целевых, содержательных и процессуальных составляющих педагогического процесса;
  • интегративность устремлений (когнитивных, эмоциональных, волевых);
  • вариативность содержания, форм и методов работы с детьми. Гуманистическая ориентация образования предполагает отказ от любых, признаваемых за универсальные, педагогических технологий в пользу их вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников и воспитателя.

Личностный подход ставит ребенка в позицию субъекта воспитания. В данном контексте со стороны воспитателя важна педагогическая поддержка как система средств и деятельности педагога, обеспечивающая оказание обязательной профессиональной помощи в индивидуальном развитии личности ребенка.

Неотъемлемой частью национального образования подрастающего поколения является разветвленная система дошкольного образования детей с особенностями психофизического развития. Гуманизация образования требует отказа от термина "аномальные дети" в пользу выражения "дети с особенностями психофизического развития" (категория детей с нарушениями психофизического развития. К ним относятся: глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, комбинированными нарушениями. Термин введен в нормативные документы Республики Беларусь в 1995 году). Содержание образования этих детей предполагает большую практическую ориентированность содержания воспитания и обучения, направленность его на формирование жизненно важных навыков и умений; обеспечение социализации; формирование умений и готовности к адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям; коррекцию личностных качеств и развитие способов самостоятельной жизнедеятельности.

Целью развития дошкольного образования в период реформирования является:

  • повышение престижа дошкольного образования, реальное закрепление за ним статуса приоритетной для общества сферы образования;
  • создание условий для развития вариативных видов, типов, профилей дошкольных учреждений с ориентацией на главного заказчика и потребителя - родителей.

Задачами реформирования дошкольного образования являются:

  • сохранение государственной системы дошкольных учреждений (бюджетных и ведомственных);
  • определение стандарта дошкольного образования;
  • переход на новое содержание и технологии дошкольного образования;
  • изменение организационной структуры дошкольного учреждения в соответствии с принципами вариативности, открытости, доступности, сотрудничества с семьей, взаимодействия дошкольного учреждения, школы и других общественных организаций;
  • адекватное и своевременное реагирование на изменяющиеся условия, опережающее развитие дошкольного учреждения по отношению к обществу (в первую очередь по отношению к семье и школе);
  • совершенствование научно-методической и функциональной подготовки дошкольных работников, которая позволяет гибко ориентироваться в подвижной (изменяющейся) структуре дошкольного учреждения.

Главными позициями обновления дошкольного образования являются: гуманизация направленности педагогической работы; дифференциация и индивидуализация; демократизация; предоставление равных образовательных возможностей для детей; динамизм и вариативность. В реализации основных задач современное дошкольное образование базируется на принципах:

  • гуманизации направленности педагогической работы, предполагающей ориентацию на личность ребенка, максимальное раскрытие его склонностей и интересов, способностей через организацию разных видов детской деятельности; использование при этом современных научных знаний о значении дошкольного детства в становлении личности; создании предметно-пространственной и социальной развивающей среды;
  • признания приоритетным личностно-ориентированного образования;
  • природосообразности;
  • признания равенства прав каждого ребенка на нормальное разностороннее развитие;
  • доступности дошкольного образования;
  • признания самоценности дошкольного детства;
  • приоритетности такого направления деятельности дошкольного учреждения, как охрана жизни и здоровья ребенка, его физического и психического развития, формирование основ здорового образа жизни;
  • направленности содержания работы на социализацию ребенка, развитие у него навыков общения, умения жить в коллективе, безболезненно переходить на следующую ступень образования;
  • единства общечеловеческих и национальных ценностей в содержании, формах и методах работы;
  • единства воспитательных, обучающих и развивающих задач;
  • привлечения родителей к участию в управлении дошкольным учреждением, организации и проведении воспитательного процесса в качестве партнеров педагогов; совместной реализации специфических возможностей семьи и детского сада в воспитании, обучении и развитии детей;
  • вариативности дошкольного образования в разных видах, типах, профилях, режиме деятельности (функционирования или развития) дошкольных учреждений в соответствии с потребностями главного заказчика и потребителя - семьи;
  • преемственности дошкольного и начального образования, взаимодействия общественного и семейного дошкольного образования;
  • учета региональных особенностей;
  • адекватного и своевременного реагирования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров на изменения, происходящие в системе дошкольного образования.

Основные направления развития дошкольного образования:

  • обновление законодательной базы (Закон о дошкольном образовании, иные нормативно-правовые акты);
  • разработка научно-методического обеспечения организации, деятельности и развития системы дошкольного образования, отдельных ее компонентов (концепция дошкольного образования, стандарт, вариативные программы);
  • изменение условий финансирования дошкольного образования и демократизация управления им;
  • развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений;
  • развитие сети дошкольных учреждений на селе, придание приоритетного статуса комплексу "детский сад - школа";
  • совершенствование системы подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений, включая открытие новых специальностей; изменение структуры и содержания психолого-педагогической подготовки;
  • совершенствование работы с семьей: включение родителей в учебно-воспитательный процесс в качестве наблюдателей, добровольных помощников, сотрудников; организация различных форм содействия семье в формировании личности ребенка; развитие сети образовательных и оздоровленческих услуг на дому;
  • внедрение модели "открытого детского сада" как наиболее перспективной в обеспечении и развитии взаимодействия педагогического коллектива и семьи.

Дошкольная ступень в целостной системе образования призвана выполнять следующие функции:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
  • обеспечение ребенку возможности ориентироваться и адекватно действовать в окружающем мире;
  • выявление и развитие всего комплекса индивидуальных склонностей и задатков, формирование личности;
  • обеспечение перехода на следующую ступень образовательной системы - школу.

 

3. Структурная характеристика системы дошкольного образования

Структура дошкольного образования представлена двумя компонентами: дошкольными образовательными учреждениями и службами, обеспечивающими функционирование и развитие дошкольного образования.

Сегодня в Республике Беларусь образовалась гибкая многофункциональная система разнообразных дошкольных образовательных учреждений, различающаяся:

  • по видам (по форме собственности): государственные и частные;
  • по типам: ясли, детский сад, ясли-сад, школа-сад (варианты: детский сад - начальная школа; детский сад - школа), дошкольный центр развития ребенка, детский дом (для детей дошкольного возраста);
  • по профилю работы с детьми: общего назначения; с углубленной направленностью; по уходу и досмотру; оздоровительной и компенсирующей направленности.

Система дошкольного образования имеет достаточно сложный механизм, включает в себя структурные образования различной степени важности. Ключевым звеном, в котором в максимальной степени сконцентрированы проблемы дошкольного образования, является дошкольное образовательное учреждение. Поэтому преобразование системы дошкольного образования - это прежде всего создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному учреждению. Дошкольное образовательное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей, выступает социальным заказчиком и потребителем образовательных услуг дошкольного учреждения.

Важная проблема, касающаяся как условий жизни детей, так и деятельности воспитателя, связана с наполняемостью групп. Пересмотр санитарно-гигиенических норм наполняемости должен рассматриваться дифференцированно: интегрированные группы - 6 - 12 детей, в зависимости от возраста и степени нарушений; разновозрастные - 10 - 12 детей, в группах детей раннего возраста - 6 - 8 детей, от 3 до 5 лет - 8 - 10 детей, от 5 до 6 лет - 10 - 12 детей, причем нижний предел наполняемости рассматривается как оптимальный вариант, а любое превышение установленного верхнего предела не допустимо.

Вариативность норм позволит более дифференцированно подходить к решению вопроса нормального обеспечения жизнедеятельности детей. Для детей, трудно адаптирующихся к условиям дошкольного учреждения, с ослабленным здоровьем, склонных к неврозам, по согласованию с родителями (за более высокую плату) целесообразно создавать группы с меньшей наполняемостью.

Количество детей в группе должно определяться исходя из возраста детей (чем они младше, тем меньше наполняемость), особенностей их психофизического развития, а также с учетом индивидуальных, личностных особенностей воспитателей, уровня их профессиональных возможностей (способности организовать полноценный воспитательный процесс), их желания работать с определенным количеством детей (например, с группой детей численностью 20 человек может работать два воспитателя одновременно).

При комплектовании групп необходимо учитывать демографические (пол, возраст), социальные, личностные характеристики детей, их психофизические особенности. Научно обоснованное уменьшение числа детей в группе позволит обеспечить благоприятный социально-психологический микроклимат, создать условия для нормального психического развития ребенка, более успешно осуществлять корректировку поведения, обеспечить дифференцированное воспитание и обучение, а также интегрированное воспитание.

Материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения - постоянная забота государства. По-прежнему актуальной является проблема строительства дошкольных учреждений по таким проектам, которые бы учитывали новые нормы наполняемости групп, потребность населения в различных типах дошкольных учреждений; планирования и размещения детских садов с учетом экологической ситуации на селе, в городе, районе и т.д. Проекты должны обязательно предусматривать музыкальный и физкультурный залы, изостудии, бассейны, зимний сад, игротеки, спальные и игровые помещения для каждой группы, раздельные туалеты для мальчиков и девочек, комнату психологической разгрузки воспитателей и др. Планировка административно-хозяйственных помещений должна создавать максимум удобств для работы персонала. Дошкольные учреждения целесообразно сдавать с готовыми элементами оформления, с эскизами-вариантами интерьера групповых помещений, с обязательным художественным озеленением участка, а также его благоустройством (оборудование физкультурной, экологической, игровых и других площадок).

Параллельно должна проводиться реконструкция зданий, не обеспечивающих соответствующие нормальные условия для воспитания и обучения дошкольников. Как строительство новых, так и реконструкция старых зданий должны осуществляться по индивидуальным проектам, рассчитанным на размещение в них не более шести групп, где для детей разных возрастов созданы все необходимые условия для игры, занятий, общения. Таким образом, наиболее удобным, отвечающим запросам детей, родителей, педагогов, является 6-групповое дошкольное образовательное учреждение.

В помещениях, предназначенных для детей, должна быть обеспечена возможность для их разнообразной деятельности. Группы следует оборудовать полифункциональной трансформируемой мебелью, позволяющей легко (при участии самих малышей) менять ее расположение, и тем самым создавать различные варианты пространственного оформления группы.

Непременным условием построения развивающейся среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка, детей друг с другом. Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности - динамичности; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; открытости - закрытости; учета половых и возрастных различий детей; пространственный принцип "глаза в глаза"; принцип природосообразности развития ребенка, предполагающий использование в построении и оформлении среды элементов знаковой системы (образно-жестовой, образно-графической и вербальной) в связи с сензитивностью детей ко всем трем вариантам.

Первой ступенью национальной системы специального образования лиц с нарушениями психофизического развития является специальное дошкольное образование, которое рассматривается как процесс воспитания, обучения и разностороннего развития детей с психофизическими нарушениями, осуществляемый в семье и различных образовательных учреждениях с целью ранней коррекции отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции. Реформирование специального дошкольного воспитания и обучения осуществляется в соответствии с общими задачами совершенствования национального образования и обусловлено специальными целями и задачами, сформулированными в Концепции реформирования специального образования в Республике Беларусь (1999 г.).

Специальное дошкольное образование призвано обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения Республики Беларусь в коррекционно-образовательных и реабилитационно-развивающих услугах в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями психофизического развития детей. Наряду с основными функциями национального дошкольного образования система воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития призвана выполнять дополнительные функции:

  • диагностическую (раннее выявление нарушений развития у детей в процессе медико-психолого-педагогического обследования в условиях естественного эксперимента, представляющего собой целенаправленное коррекционно-развивающее воспитание и обучение);
  • коррекционно-компенсаторную (своевременное исправление и компенсация имеющихся психофизических нарушений, предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии на фоне основной патологии);
  • абилитационную (лечебно-профилактическое сопровождение, направленное на формирование жизненно значимого опыта, раннюю социализацию личности и интеграцию в общество);
  • социальную (содействие укреплению семьи, ранней социальной интеграции детей, обеспечение реализации прав ребенка и родителей в получении адекватных потребностям коррекционно-развивающих, образовательных услуг; создание возможности родителям участвовать в общественно полезном труде).

Развитие дошкольного образования детей с особенностями развития предусматривает:

  • развитие национальной системы дошкольного образования, обеспечивающей раннюю социальную интеграцию и разностороннее развитие детей в процессе оказания адекватной индивидуальным потребностям коррекционно-образовательной помощи;
  • обеспечение всем детям дошкольного возраста с особенностями развития оптимальной развивающей социальной и предметно-пространственной среды в семье, интегрированных группах, в других образовательных и медицинских структурах.

Осуществление указанных целей обеспечит не только адекватную коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений развития с первых месяцев жизни ребенка, но и позволит снизить его зависимость от посторонней помощи, повысить уровень его социальной компетенции и готовности к школе.

Основными задачами реформирования специального дошкольного образования являются: дальнейшая разработка законодательной и научно-методической базы, обеспечивающей реализацию поставленных целей; обеспечение многоуровневого, вариативного дошкольного образования с учетом индивидуальных потребностей, способностей и возможностей детей, обусловленных нарушениями психофизического развития; обеспечение приоритета семьи в воспитании и осуществлении ранней психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка с гарантированным участием в этом процессе необходимых специалистов; разработка и производство игрушек, дидактических и вспомогательных средств для оказания образовательных и коррекционно-реабилитационных услуг населению, создание стандартизированного, лицензированного психолого-педагогического инструментария для комплексной ранней диагностики нарушений психофизического развития детей и обязательного обследования с трех лет; обеспечение непрерывности и преемственности коррекционно-образовательной помощи ребенку на занятиях, в повседневной жизни, а также при переходе на следующую ступень национальной образовательной системы, то есть в школу; децентрализация и развитие демократических основ управления специальным образованием, обеспечение социально-правовой поддержки специалистов; разносторонняя подготовка и переподготовка педагогов и психологов для работы в системе специального дошкольного образования и в учреждениях совместного (интегрированного) воспитания и обучения детей нормально развивающихся и с особенностями развития.

Для детей с особенностями психофизического развития особую значимость приобретает непрерывное коррекционно-педагогическое сопровождение с первых дней жизни.

Система образования детей дошкольного возраста с особенностями развития призвана реализовать следующие ключевые положения: обеспечение равных возможностей для всех детей в получении необходимых и адекватных потребностям коррекционно-абилитационных, образовательных услуг с первых дней жизни и создание развивающей предметно-пространственной и социальной среды; приоритет семейного воспитания, в условиях которого обеспечивается разностороннее развитие ребенка и исправление (ослабление) выявленных психофизических нарушений; обеспечение семье помощи в выборе адекватного варианта коррекционно-образовательной поддержки ребенка, соответствующей структуре его психофизических нарушений развития; ранняя социализация и интеграция детей в общество, создание условий с первых дней жизни для формирования максимально возможной социальной компетентности, адаптации в окружающей природной среде; приобщение детей к белорусской национальной культуре и ознакомление с культурой других народов; личностно-ориентированный подход к ребенку в процессе коррекционно-развивающей помощи на дому и в условиях детских учреждений; комплексность психолого-педагогического и клинико-генетического подходов при ранней диагностике и коррекции имеющихся нарушений у детей; приоритет использования адекватных психолого-педагогических средств при коррекции отклонений развития у детей дошкольного возраста; оптимальность программного содержания воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития, устранение перегрузки, обеспечение возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей личности; недопустимость завышенных требований к развитию ребенка, несоответствующих его познавательным возможностям, систематическое психолого-педагогическое сопровождение ребенка в соответствии с оценкой его способностей; приоритет интересов детей и их родителей (лиц их заменяющих) при определении организационных форм дошкольного образования, его содержания и коррекционно-педагогических технологий; открытость, целостность, комплексность системы коррекционно-развивающей помощи детям раннего и дошкольного возраста специалистами в области медицины, педагогики, психологии, социологии и родителями.

Дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития должны строиться по специальным проектам, предусматривающим соответствующую организацию предметно-пространственной среды. Создание оптимальных условий для воспитания детей-сирот и оставшихся без попечения родителей возможно в детских домах семейного типа, в опекунских семьях.

Одной из важнейших структурных единиц системы образования является психологическая служба, основная цель которой обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

К основным видам деятельности детского психолога относятся: психологическое просвещение; психологическое консультирование; развивающая и коррекционная деятельность; психологическая диагностика. Особо следует подчеркнуть значимость психопрофилактической направленности деятельности психолога. Психопрофилактическая деятельность может осуществляться как через непосредственную работу с дошкольниками (проведение развивающих занятий, коммуникативных тренингов, психодиагностики, обучения элементам аутотренинга), так и опосредованно через консультативную и просветительскую работу с родителями и педагогами.

Психологическое просвещение является одной из форм психопрофилактики. Основной задачей данного вида деятельности выступает приобщение детей и взрослых к психологическим знаниям.

Психологическое консультирование проводится с целью содействия педагогам и родителям в выборе способов решения имеющихся у них проблем (обучение и воспитание ребенка, внутрисемейные конфликты, затруднения в педагогической деятельности и др.).

Психологическая диагностика - выявление возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, осуществление контроля за ходом их психического и личностного развития, определение причин его отклонения.

Развивающая и коррекционная деятельность обеспечивает соответствие развития возрастным нормативам, помогает индивидуализировать процесс воспитания и обучения, развивать не только актуальные, но и потенциальные возможности детской личности.

Социальная служба в детском дошкольном учреждении призвана создать условия для полноценной социализации, развития и воспитания личности ребенка в сфере ближайшего окружения: образовательном учреждении, семье, по месту жительства, в детских объединениях и т.д. Социальный педагог участвует в создании и реализации региональных программ социального воспитания. Защищает права и интересы детей. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях, привлекая в этих целях других специалистов. Ведет работу с семьями социального риска. Организует учет детей, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке (попечительстве), находятся в экстремальных ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи и поддержки. Пропагандирует и содействует внедрению среди детей, их семей здорового образа жизни. Обеспечивает социально-педагогическую помощь и поддержку детям с особенностями умственного и физического развития, способствует их социальной адаптации в обществе, способствует становлению и развитию у детей общечеловеческих ценностей, общественно регулируемых норм и правил поведения в обществе. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, детям. Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, заинтересованными ведомствами и учреждениями, общественными организациями.

На современном этапе происходит преобразование дошкольного учреждения в научно-методический, психолого-педагогический, социально-культурный центр по работе с семьей, населением.

Реформирование образования требует серьезных перемен в системе управления. Целесообразно создание гибких и разнообразных форм управления, исходя из региональных и местных особенностей реального положения дел на селе, в городе, районе, области, республике.

Перестройка работы дошкольного учреждения включает в себя как изменения в организации и содержании его работы, так и изменения во взаимоотношениях с вышестоящими организациями.

Управление детским садом осуществляется заведующей совместно с педагогическим советом, который является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников. Он имеет право выбирать программы, образовательные системы, формы планирования и отчетности как отдельных педагогов, так и всего дошкольного учреждения, решать кадровые и финансовые вопросы.

Предполагается изменение существующей модели управления по линии ее демократизации и децентрализации. Пирамиду, "вершина" которой образована из региональных органов управления (области, города, района), а основанием является дошкольное учреждение и конкретный воспитатель, до которого через ряд промежуточных звеньев доводятся решения "вершины" пирамиды, необходимо перевернуть, поставив во главу угла интересы ребенка, педагога, трудовых коллективов дошкольных учреждений. В соответствии с этим координировать деятельность всех звеньев управления. Социальный заказ должен исходить "снизу" и одобряться также "внизу". Только при таком условии могут быть созданы предпосылки для реформирования дошкольного образования и реализации принципа переориентации всей системы управления дошкольным образованием на воспитателя, его нужды и заботы.

Реформа системы дошкольного образования, изменение критериев оценки деятельности педагога, принципиально новые подходы к организации и содержанию образовательного процесса требуют изменений в подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Право профессиональной подготовки воспитателя дошкольного учреждения закрепляется за педагогическими колледжами и вузами. Необходимо, чтобы в дошкольных учреждениях работали люди только со специальным педагогическим образованием или имеющие педагогическое образование и прошедшие соответствующую переподготовку.

Общественная значимость, эффективность и престиж труда педагога прямо зависят от уровня его подготовки. Особое значение в этом процессе приобретает реализация принципа дифференциации профессиональной подготовки.

В колледжах:

  • подготовка воспитателя дошкольного образовательного учреждения общего профиля;
  • подготовка специалистов по новым специальностям (помощник воспитателя, музыкальный работник, младший воспитатель).

В вузах:

  • подготовка воспитателей для дошкольных образовательных учреждений новых типов (специальность "педагог детства" сдвоенного профиля для работы в школах - детских садах; центрах, включающих дошкольный, школьный и внешкольный компоненты);
  • подготовка педагогов по новым специальностям: социальный педагог, коррекционный педагог, педагог-реабилитолог, психолог, руководитель отдельного профиля;
  • подготовка педагогов-управленцев: менеджер образования, организатор дошкольного образования.

Весьма продуктивным средством повышения качества профессиональной подготовки может являться определение профпригодности абитуриентов при поступлении в учебное заведение.

Оптимизации процесса подготовки специалистов в педагогических учебных заведениях будет способствовать представление советам по образованию, заведующим дошкольными образовательными учреждениями, предприятиям осуществлять целевой отбор молодых специалистов, для чего необходимо предусмотреть присутствие на выпускных экзаменах таких заинтересованных лиц, которые могут приглашать выпускников для работы в конкретных дошкольных учреждениях, гарантируя им при этом соответствующие социально-экономические условия жизни и деятельности.

Дифференцирование профессиональной подготовки специалистов дошкольного образовательного учреждения открывает возможность дифференциации процесса повышения их квалификации и переподготовки.

Повышение квалификации является необходимой ступенью подготовки воспитателей. В своей основе оно должно строиться с учетом экономических стимулов. Труд более высокой квалификации следует и более высоко оценивать.

Курсы повышения квалификации должны строить свою работу таким образом, чтобы наряду с ознакомлением слушателей с современными подходами и методиками организации образовательного процесса они могли бы получить в соответствии с их наклонностями и интересами дополнительную специализацию.

Расширение демократических основ дошкольного образования, предоставление финансовой и педагогической самостоятельности дошкольным учреждениям, предъявление в этих условиях самых серьезных требований к уровню управленческого профессионализма остро ставит вопрос о подготовке и особенно переподготовке управленцев, а также заведующих дошкольными учреждениями. Для этого необходимо предусмотреть возможность организации специальных курсов менеджеров дошкольного образования, обратив серьезное внимание на вопросы теории и практики управленческой деятельности, этики и психологии педагогической деятельности, экономики, правовых основ образования и др.

Скорейшая и более полная реализация основных положений концепции дошкольного образования диктует необходимость координации усилий всех подразделений, принимающих участие в разработке проблем дошкольного образования, установления тесных контактов и сотрудничества между ними.

Решение поставленной задачи видится в создании всевозможных центров, союзов, ассоциаций. Одним из таких объединений может стать республиканский научно-методический центр дошкольного образования (далее - Центр), включающий научную, методическую, социологическую, психолого-педагогическую и медико-гигиеническую службы, лабораторию учебно-наглядных пособий, отдел попечительства, опытно-экспериментальные детские сады. В рамках Центра должна быть предусмотрена возможность создания временных творческих научно-методических коллективов для разработки перспективных программ, направлений развития дошкольного образования в республике.

Научная служба призвана заниматься изучением как общих, так и приоритетных региональных проблем, связанных со спецификой дошкольного образования в республике. К ним можно отнести разработку содержания и форм организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях различных типов с учетом особенностей комплектования детских групп и их наполняемости, проблему белорусско-русского двуязычия, методики психологической и педагогической диагностики уровня развития детей и профессионального уровня педагогов, взаимодействия семейного, дошкольного и начального образования, содержания, средств и технологий реализации приоритетной личностно-ориентированной модели образования и ряд других вопросов.

Методическая служба на основе достижений науки и передового педагогического опыта призвана вести разработку методических материалов и учебно-наглядных пособий; апробацию на базе экспериментальных детских садов новейших средств, форм и методов воспитания и обучения дошкольников с целью их дальнейшего внедрения в массовую практику; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, новаторских идей педагогических коллективов и отдельных работников, поддержку их и помощь в поиске новых форм организации педагогического процесса, содействие открытию авторских детских садов, созданию творческих объединений воспитателей и др.

Областью деятельности психолого-педагогической консультационной службы являются консультации педагогам, испытывающим трудности в общении с детьми и родителями, помощь в диагностировании профессиональных личностно-значимых качеств воспитателей, психокоррекция стиля общения, разработка рекомендаций по аттестации педагога, материалов в помощь психологу, срочный прием, обследование детей (специальная лаборатория) с дальнейшим направлением в отдельные дошкольные учреждения.

Социологическая служба призвана изучать потребность населения республики в различных видах, профилях, типах дошкольных учреждений, проводит социологические опросы педагогов, родителей, общественности по различным проблемам дошкольного воспитания, изучать потребности массовой практики, создавать банк идей передового и авторского опыта, вырабатывать рекомендации по реагированию на запросы воспитателей дошкольных учреждений.

Отдел попечительства, ранней поддержки детей и профилактики нарушений психофизического развития организует работу по взаимодействию и координации медицинских, дошкольных, школьных, внешкольных, психологических, социальных и юридических служб.

На базе экспериментальных дошкольных учреждений ведется опытно-экспериментальная работа, апробируются новые программы, пособия, методы воспитания и обучения, внедряются педагогические новации. Воспитатели этих дошкольных учреждений могут работать по совместительству научными сотрудниками. При Центре создается совет по координации научно-методической работы в области дошкольного образования, проводимой кафедрами дошкольной педагогики и методики воспитания и обучения вузов, институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, а также представителями Центра. Центр устанавливает тесные контакты с республиками, творческими союзами (Союзом художников, Союзом композиторов, Союзом писателей), организациями с целью объединения усилий и вовлечения широкой общественности в дело образования дошкольников.

 

4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в дошкольном учреждении

Для реализации принципа функционального единства (взаимодополняемости) воспитания и обучения необходимо соответствующее программно-методическое обеспечение (создание вариативных программ, подпрограмм и методик).

Провозглашение в нашем обществе приоритета принципа единства общечеловеческих и национальных ценностей безусловно должно отражаться в содержании образовательного процесса. Данный принцип позволяет реализовывать в учебно-воспитательном процессе технологические элементы различных вариативных программ (как близкого так и дальнего зарубежья), оставляя приоритет за национальной программой "Пралеска" и другими государственными (утвержденными Министерством образования Республики Беларусь) программами воспитания и обучения дошкольников.

Соблюдение социально значимого подхода при отборе содержания образовательного процесса требует пересмотра существующих программ и более интенсивной разработки методик формирования у детей представлений о явлениях общественной жизни, национального самосознания, патриотизма и интернационализма.

Формирование национального самосознания - это проблема освоения детьми родного языка, истории, культуры; овладение понятием "Родина". В этой связи особое значение придается решению задач речевого развития дошкольника: обучение его двум языкам (белорусскому и русскому). Овладение богатством родного белорусского языка составляет один из основных элементов формирования личности ребенка, освоения им национальной культуры, формирования национального самосознания. В то же время усвоение наряду с белорусским русского языка - это овладение богатейшим источником знаний, средство более глубокого всестороннего развития. Обучение двум близкородственным языкам осуществляется в единстве с решением таких воспитательных задач, как формирование чувства патриотизма, интернационализма. Овладение языками приводит к усвоению общечеловеческих нравственных ценностей; оба народа стремятся к миру, дружбе. Близкородственность белорусского и русского языков позволяет дошкольникам владеть ими на уровне продуктивного билингвизма, т.е. достаточно свободно общаться на каждом из них. В то же время близость языков приводит к интерференции - совмещенному двуязычию, т.е. засоренность того и другого языка. Задача дошкольного учреждения - сделать как можно ниже уровень интерференции.

Реализация процесса воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от обеспеченности образования программами, методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания, отвечающими особенностям психики ребенка-дошкольника (он сам не пишет, не читает, однако обладает необыкновенно высокой степенью активности и желанием быть самостоятельным). В дошкольном детстве особая роль принадлежит игре и игрушке, ведь игрушка информационна, помогает познать отношение предметов и людей, развить ребенка эстетически, интеллектуально, нравственно. В связи с особой значимостью качества игрушек необходимо разработать и ввести в действие механизм экспертизы игрушки, законодательно подтвердить психолого-педагогические и медицинские требования к ней.

Среди средств образования приоритетными должны быть пособия, обеспечивающие личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка (индивидуальные тетради, альбомы и др.), преемственность дошкольного и начального школьного образования, единство подходов семьи и детского сада в образовании; пособия, обеспечивающие возможности образования детей с особенностями психофизического развития.

Создаваемый программно-методический комплекс призван обеспечить реализацию стандарта дошкольного образования, основных направлений в работе с детьми, их развитии. В этом комплексе особое место должны занять учебники и учебные пособия нового поколения для будущих воспитателей и других специалистов дошкольного образования.

 

5. Педагогические технологии в дошкольном образовании

По определению ЮНЕСКО педагогическая технология - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Другими словами, педагогическая технология - это совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, которые создают условия для развития участников педагогического процесса и предусматривают определенный результат этого развития.

В дошкольных учреждениях идет поиск новых педагогических технологий и развитие устоявшихся традиционных технологий - репродуктивных ("Делай, как я"), предполагающих использование общепринятых способов действий при решении практической или умственной задачи. Современные развивающие технологии направлены как на процесс обучения, так и на развитие психических процессов ребенка, формирование его личностных качеств, интеллектуально-творческих способностей, физического развития. Разделение образовательных технологий на обучающие, воспитательные, развивающие условно. На практике они комплексны, взаимосвязаны, взаимопроникаемы. В условиях гуманизации образования технологии должны строиться на позитивном восприятии ребенка педагогом (восприятии ребенка таким, каков он есть; настроенности на внутренний мир личности, выявлении, раскрытии того, что заложено в ребенке природой; обучении в зоне ближайшего развития), на воспитании без принуждения и насилия; на позициях педагогической поддержки; позициях свободы и творчества; использования педагогических возможностей ведущего вида деятельности дошкольника - игры; построения любой педагогической технологии на диагностической основе. Образование - это всегда взаимодействие субъектов. Эффективность его зависит от открытости ребенка образовательному воздействию. Успешность применяемой технологии обеспечивается отношением к ребенку как к высшей ценности, доверии к нему, признании в ребенке своего соавтора, соблюдении всех его прав.

Множественность используемых образовательных технологий - позитивная тенденция в развитии педагогической науки и практики.

 

Наверх

Новости
График проведения и программа ЦТ в 2016 году 26.02.2016

В 2016 году РИКЗ наконец пошел на встречу абитуриентам и сделал им сразу несколько подарков, которые раньше никогда не делал: демонстрационные тесты, решения РТ, график ЦТ, спецификация к будущим тестам – все это доступно абитуриентам этого года.

Подробнее...

Начался прием заявок на "Конкурс инноваций в образовании 2016" 19.04.2016

К участию приглашаются индивидуальные разработчики и небольшие команды из 2-6 человек без каких-либо ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям. Если у Вас есть инновационные идеи для сферы образования - этот конкурс для Вас!

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба