Меню
Проблемы и перспективы высшего образования

Проблемы и перспективы высшего образования

 

Первого сентября в высших учебных заведениях Гомельщины начался новый учебный год. Начало нынешнего учебного года совпало с еще одним важным событием для системы образования – вступлением в силу Кодекса Республики Беларусь «Об образовании». Пока специалисты обсуждают перспективы развития образовательной системы, мы данным исследованием постараемся определить текущее состояние высшего образования Гомельской области.

Прежде чем приступить к оценке результатов вступительной кампании, необходимо проанализировать общую ситуацию на рынке образовательных услуг Гомельской области. Для этого будем использовать данные рисунка 1, на котором представлено сопоставление количества выпускников со средним образованием с численностью абитуриентов, принятых в высшие учебные заведения Гомельской области (без учета филиалов) за период с 2005 года.

Как видно, количество выпускников, получивших среднее образование за последние шесть лет, уменьшилось по всем категориям учебных заведений. В то же время набор в высшие учебные заведения постепенно растет. В результате, если в 2005 году 37,3% выпускников могли поступить в высшие учебные заведения, то в 2010 году их доля увеличилась до 46,4%. Однако надо учитывать, что с ростом доступности высшего образования происходит его обесценивание, как для нынешних студентов, так и для выпускников вузов предыдущих лет. 

Как результат, по итогам вступительной кампании 2011 года по сравнению с предыдущим годом отмечается снижение среднего проходного балла на дневном обучении за счет средств республиканского бюджета во всех вузах Гомельщины:

  • Мозырский государственный педагогический университет им. Шамякина – на 8,0%.
  • ГГУ им. Ф. Скорины – на 7,2%;
  • Гомельский государственный медицинский университет – на 6,9%;
  • Гомельский инженерный институт МЧС РБ – 6,7%;
  • БелГУТ – на 3,6%;
  • ГГТУ им. П.О Сухого – на 3,4%.

Оценивая привлекательность тех или иных специальностей с точки зрения абитуриентов, необходимо заострить внимание на особенностях организации вступительной кампании в Беларуси. В настоящий момент ее определяют следующие характерные черты:

  1. Прием документов осуществляется в три этапа. Первыми набрать студентов получают право вузы, подготавливающие специалистов для силовых структур: Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Военная академия Республики Беларусь, Командно-инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Гомельский инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Институт пограничной службы Республики Беларусь, а также вузы, занимающиеся подготовкой специалистов для сферы культуры и искусства: Белорусская государственная академия искусств, Белорусская государственная академия музыки, Белорусский государственный университет культуры и искусств. Со вступительными испытаниями в вузы культурной сферы все понятно: для поступления сюда необходим талант либо определенные творческие способности, поэтому выведение вступительных испытаний ранее сроков основной вступительной кампании является распространенной практикой. Особые условия по приему абитуриентов вузами силовых министерств, в частности Гомельским инженерным институтом МЧС РБ, косвенно свидетельствует о приоритете в отборе наиболее перспективных абитуриентов, отдаваемом белорусскими властями именно силовым структурам. На втором этапе принимаются документы на обучение за счет средств республиканского бюджета или на условиях целевой подготовки. После подведения итогов вступительных испытаний на обучение на «бесплатной» основе абитуриент имеет право подать документы на поступление в вуз на платной основе. Таким образом, каждый выпускник общеобразовательной школы в случае неудачи получает возможность участвовать в конкурсе повторно.
  2. Большинство специальностей предполагает использование в качестве вступительных испытаний результатов централизованного тестирования по трем различным предметам. Четвертым элементом, учитываемым на вступительных испытаниях, является средний балл школьного аттестата. При этом вузы принимают только оригиналы сертификатов централизованного тестирования. Таким образом, абитуриент не имеет возможности подать документы в два различных вуза одновременно. Этим пользовались вузы, предоставляя абитуриенту возможность составления списка приоритетных специальностей, соответствующих имеющимся сертификатам централизованного тестирования. Таким образом, сформировалась еще одна особенность белорусской вступительной кампании: абитуриенты вынуждены выбирать не столько будущую специальность, сколько вуз, в котором они будут обучаться.
  3. Абитуриент имеет возможность пройти централизованное тестирование только по трем выбранным предметам. Таким образом, исключается возможность подачи документов на специальности, предполагающие разные дисциплины централизованного тестирования. Например, абитуриенты, планирующие поступать на правоведение и сдающие тест по обществоведению, теряют возможность подать документы на любую другую специальность, предлагаемую вузами Гомельской области. С одной стороны, это искажает сопоставимость данных для сравнения конкурса на различные специальности, поскольку сложность тестов по различным предметам объективно не может быть одинакова. С другой стороны, сводится к минимуму значение полученных абитуриентом знаний по предметам, не планируемым к централизованному тестированию.
  4. Централизованное тестирование проводится на основные 100-балльной шкалы. Положительной оценкой является даже 1 балл. Кроме того, к вступительным испытаниям до-пускаются абитуриенты, имеющие в аттестате оценки ниже 3. Таким образом, существующая система предполагает, что поступить в высшее заведение может практический каждый гражданин Республики Беларусь имеющий среднее образование вне зависимости от наличия у него определенного багажа знаний.
  5. Абитуриенты имеют возможность отслеживать изменение ситуации с проходным баллом на выбранные специальности в режиме реального времени. Это означает, что абитуриенты знают о том, проходят они или нет по конкурсу в данный момент времени. Те абитуриенты, которые обладают недостаточной суммой баллов, имеют возможность подать доку-менты в другой вуз или на другую специальность. В результате конкурс на абсолютное большинство специальностей до последнего дня стремился к единице. Таким образом, термин конкурс, определяемый количеством поданных заявлений по отношению к плану приема, в настоящее время себя изжил как таковой. В связи с этим при проведении исследования мы будем оперировать только величиной проходного балла на определенную специальность или специализацию.

Система образования не может идти в отрыве от процессов, происходящих на рынке труда в целом. Для того чтобы это отчетливо проиллюстрировать, рассмотрим рейтинг наиболее популярных специальностей, предлагаемых вузами Гомельской области (в представленном исследовании использованы данные по семи вузам Гомельщины, без учета данных филиалов других вузов, расположенных на территории Гомельской области).

Как видно, лидером рейтинга специальностей по обучению на бюджетной основе стала мировая экономика Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, для поступления куда необходимо было набрать 312 баллов из 400 возможных. Анализируя десять наиболее рейтинговых специальностей Гомельщины, необходимо отметить нахождение в лидерах, как правило, непрофильных для вузов специальностей. В Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого это такие специальности гуманитарно-экономического факультета, как «Маркетинг в спорте, туризме и физической культуре» и «Финансовый менеджмент». В Белорусском государственном университете транспорта это также специальности гуманитарно-экономического факультета – «Экономическое обеспечение таможенной деятельности», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерческая деятельность на транспорте» и «Транспортная логистика». Строго говоря, даже «Мировую экономику» и «Правоведение» ГГУ имени Ф. Скорины нельзя назвать профильными специальностями данного вуза, учитывая его былую педагогическую направленность (актуальную, впрочем, и в настоящее время, поскольку педагогов в Гомеле помимо ГГУ имени Ф. Скорины больше не готовят нигде). 

Из всего рейтинга единственное исключение из правила – это подготовка специалистов на специальность «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» ГГТУ имени П.О. Сухого, спрос на которую вполне объясним.

Из всего этого напрашивается вывод о том, что среднестатистический абитуриент в отличие от западных стран, как правило, не задается вопросом относительно того, кто и каким образом будет обучать его выбранной специальности, есть ли сформированные профессорско-преподавательским составом научные школы. Во главу угла ставится лишь возможность бесплатно получить обучение по «модной» специальности. 

Для того чтобы оценить привлекательность тех или иных специальностей без учета фактора оплаты за обучение проанализируем рейтинг специальностей на платной основе.

Из данных таблицы видно, что проходной балл на платное обучение заметно ниже, чем на обучение за бюджетные средства, что в целом вполне объяснимо. Данный факт отмечается абсолютно по всем специальностям Гомельских вузов, но имеет исключения в единственном районном вузе – Мозырском государственном педагогическом университете имени И.П. Шамякина. Здесь сразу по трем специальностям дневного обучения и по четырем специальностям заочного обучения отмечается ситуация, при которой проходные баллы на платное обучение превысили проходные баллы на обучение на бюджетной основе! 

На такую необычную картину могли повлиять два фактора:

  1. часть абитуриентов, обладающих относительно высокой суммой баллов, пыталась поступить на «бюджет» в другие вузы, но, не пройдя по конкурсу, в итоге выбрала платное обучение в Мозырском педагогическом университете.
  2. часть абитуриентов, обладающих относительно высокой суммой баллов, попросту не заинтересована учиться за счет средств республиканского бюджета, осознавая необходимость после окончания учебы работать по распределению.

Учитывая районный статус вуза и тот факт, что речь идет о педагогических специальностях и предполагает работу в районных дошкольных, школьных и профессионально-технических учебных заведениях, более вероятным кажется второй фактор.

Возвращаясь к рейтингу, представленному в таблице 2, необходимо отметить безоговорочное лидерство специальности «Экономическое обеспечение таможенной деятельности», подготовку которой осуществляют в БелГУТе. Отсюда напрашивается вывод, что самые перспективные абитуриенты идут в таможенную сферу, которая сама по себе не предполагает наличия глубоких познаний по школьным предметам. То есть, мы вновь сталкиваемся с той ситуацией, при которой абитуриент выбирает специальность, опираясь не на свои способности, а на перспективы трудоустройства. 

Стоит обратить внимание на тот факт, что при всей популярности обучения по экономическому профилю, в рейтинге отсутствуют специальности, предлагаемые Гомельским торгово-экономическим университетом потребительской кооперации. Учитывая экономический профиль данного вуза, можно сделать вывод, что абитуриентов важен бюджетный статус вуза даже в том случае, если он планирует учиться на платной основе.

В целом по сравнению с ранее рассмотренным рейтингом можно отметить наличие шести новых специальностей, причем все они отвечают профилю вуза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данный рейтинг более объективно отражает восприятие абитуриентами качества подготовки специалистов по данным специальностям.

Определив наиболее популярные специальности, рассмотрим другую сторону медали, представив перечень специальностей, отметившихся наименьшим конкурсом в прошедшей вступительной кампании.

Также обращают на себя внимание низкие проходные баллы на «физико-математические» специальности. Таковых в представленном перечне – ровно половина. По-мимо педагогических специальностей к аутсайдерам можно отнести лишь одну специальность – «Восстановление и строительство железнодорожного пути». Здесь низкий проходной балл, по-видимому, связан существующей в среде абитуриентов аналогией со стройбатом.

Еще хуже ситуация с проходными балами выглядит ситуация на заочном обучении на бюджетной основе.

На заочном обучении сразу пять специальностей не выполнили плана по набору. В первую очередь, по понятным причинам это специальности Мозырского государственного педагогического университете имени Шамякина. 

Обращает также на себя внимание низкий проходной балл на заочное обучение в Гомельском инженерном институте МЧС, где прием документов осуществляется раньше других вузов Гомельской области. 

Проведенный анализ вступительной кампании в высшие учебные заведения Гомельщины, в первую очередь, отражает кризис в… самой же системе образования. Овладение педагогическим искусством, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» представляется сомнительной перспективой для нынешнего поколения абитуриентов. В результате педагогические кадры формируются на остаточной основе. Это вселяет определенную тревогу за будущее поколение школьников, которое вынуждено будет посещать занятия у преподавателей, которые в свое время и сами-то не могли должным образом освоить школьную программу по соответствующим предметам. При этом важно отметить, что обучение таких «горе-преподавателей» осуществляется за счет средств государственного бюджета. 

В качестве выхода из данной ситуации могут быть рассмотрены две альтернативы:

  • Установление нижнего порогового значения количества баллов по профильным дисциплинам при поступлении на бюджетную основу. Видится вполне логичным, что государство, оплачивая абитуриенту учебу в вузе и гарантируя дальнейшее трудоустройство, должно озаботиться способностями к обучению данного абитуриента.
  • Значительное сокращение, а то и полное упразднение бюджетных мест на специальности, не несущие социальной нагрузки, такие как экономика или право. В любой стране с развитым рынком труда высококвалифицированный менеджер или юрист сам в состоянии найти работу. Специфика работы экономиста в государственной и частной компании хоть и существует, но не находит отражение в образовательной программе. То же самое касается и правоведов. В связи с этим объективной причины траты бюджетных средств на данные специальности нет.
  • Надо признать, что предложенные рекомендации могут улучшить ситуацию в высшем образовании, но не решат самой проблемы. Корень проблемы состоит в необходимости оздоровления всего рынка труда. Только тогда, когда квалифицированный труд, основанный на фундаментальных знаниях, будет находить адекватное материальное вознаграждение, мы сможем говорить о реальном развитии высшего образования в целом.

 

Наверх

Новости
Министерство образования Беларуси утвердило нижние пороговые значения отметок ЦТ в 2016 году 18.03.2016

Постановлением Министерства образования № 11 от 3 марта 2016 года были утверждены пороговые (минимальные) значения отметок по результатам централизованного тестирования в 2016 году, которые еще будут приниматься при поступлении в учреждения высшего образования.

Подробнее...

Начался прием заявок на "Конкурс инноваций в образовании 2016" 19.04.2016

К участию приглашаются индивидуальные разработчики и небольшие команды из 2-6 человек без каких-либо ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям. Если у Вас есть инновационные идеи для сферы образования - этот конкурс для Вас!

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба