Меню
Проблемы современного высшего образования

Проблемы современного высшего образования

 

В статье речь пойдет о ценности диплома бакалавра и магистра, целях современных студентов, а, так же, о дилеммах, с которыми сталкиваются в настоящие время преподаватели в среднестатистических ВУЗах.

 

Серая масса студентов-выживальщиков

Сложилась такая ситуация, что из-за того, что финансирование ВУЗа напрямую зависит от количества обучающихся, студентов не отчисляют, деканат из года в год пугает громкими заявлениями и угрозами, но, по факту отчисляют только самых-самых отстающих и, естественно, студенты это быстро понимают, и основная масса начинает выживать, а не учится. Ходят на лекции играть в смартфоны и читать книги просто ради отметки «был». Опять же, сугубо сказывается, что у преподавателей требуют вводить бальную систему, что бы студент с любыми знаниями смог заработать свою несчастную тройку хоть как-то. Обстановка для тех, кто реально хочет получить образование, начинает ухудшаться и соблазн «забить» увеличивается.

Итак, в аудитории на лекции сидит 3 группы, около 60-70 человек. Преподаватель понимает, что, по хорошему, половину из них нужно отчислить, и тогда, программу можно будет смело давать в полном объеме, не боясь, что почти все «не потянут», да и преподавать будет легче, когда видно, что люди тянутся к знаниям и им не все равно. А на деле, наоборот, нужно подстраивать программу под основную массу, и придумывать способы достучаться до всех, из-за чего многие преподаватели впадают в тоску и теряют интерес к преподаванию. естественно в такой ситуации качество преподавания падает.

 

Бакалавриат = ПТУ?

Как мне видится, система бакалавриата должна работать так: если человек получает диплом бакалавра, подразумевается, что он стал инженером, способным решать инженерные задачи, а если он хочет решать еще и исследовательские задачи, то идет в магистратуру. По факту же, из-за деградации общего уровня обучения(среднего уровня студентов), бакалавриат скатился к уровню ПТУ. И, многим, кто считает полученные знания недостаточными для дальнейшей работы, остается только идти в магистратуру.

 

Магистратура — плюсы и минусы

С моей точки зрения, магистратура — это здорово. Так как там отсеиваются те самые выживальщики(они получили свои дипломы, и радостно ушли в их «счастливое» будущее), кто портил жизнь студентам и преподавателям на протяжении 4 лет, и вот тут уже и преподаватели, и студенты могут работать на 100% своих сил и умений, в следствии чего качество образования увеличивается на порядки.

К минусам магистратуры можно отнести, разве что, лишние 2 года обучения, так как на момент окончания 4 курса студенту 21-22 года, и в это время многие уже не хотят учиться, а хотят жениться работать на полноценной работе и, возможно, строить семью. Зачастую, в этом нет ничего плохого, есть люди кто выходит после бакалавриата именно достойными инженерами и успешно строят свою карьеру с полученными знаниями. 

Однако, не дойдет ли это все до того, что человек будет пол жизни трать на учебу, а на непосредственные деяния останется не так много времени.

Отдельно хочу отметить, что все вышенаписанное характерно больше для инженерных кафедр средних ВУЗах(в вузах вроде МФТИ, наверняка, все совершенно не так) у тех же программистов, как мне кажется, все по другому, уж очень там важен опыт работы и т.д., впрочем, про это и так много писали на хабре.

 

Итоги

Если вы студент первых курсов, постарайтесь задуматься над тем, что вам нужно от ВУЗа. 

Если вам нужен только сам диплом и военный билет от кафедры, то, ради бога, раз уж вас, скорее всего, не отчислят уважайте своих преподавателей и сокурсников. помните о том, что не у всех такие же цели. Но имейте ввиду, что при приеме на работу ваш диплом вам не поможет, если вы не будете знать элементарных вещей, а вас ведь вас им учили, так что лучше переосмыслите зачем вы тут, и помните, что, если захотеть, всегда можно начать учится.

Если же вы знаете, что хотите заниматься выбранной специальностью, то, лично я советую идти в магистратуру, так как, если у вас достойная кафедра, то за эти 2 года вы получите большой запас важных знаний не только по специальности, но и знаний, которые помогут управлять миром отделом или компанией в будущем. Так же, можно рассмотреть вариант поступления в магистратуру другого ВУЗа, может быть даже в другом городе.

Если же вы преподаватель, то могу только пожелать терпения и побольше успевающих студентов. Отдельное спасибо, тем, кто не сдается, а пытается вбить знания всем своим студентам, так как я когда-то тоже был именно выживальщиком, но потом все-таки опомнился, и благополучно перешел на сторону добра, о чем сейчас ни грамма не жалею.

И напоследок, совет всем абитуриентам и их родителям, не ленитесь провести подробное исследование кафедр(именно их, а не факультетов) на которые собираетесь поступать, чем больше вариантов рассмотрите, тем больше вероятность угадать с будущей профессией и работа в будущем будет приносить удовольствие, а не мучение.

Новости
Начался прием заявок на "Конкурс инноваций в образовании 2016" 19.04.2016

К участию приглашаются индивидуальные разработчики и небольшие команды из 2-6 человек без каких-либо ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям. Если у Вас есть инновационные идеи для сферы образования - этот конкурс для Вас!

Подробнее...

ХІІ Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні адбудуцца ў красавіку ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі 21.12.2015

Нацыянальная бібліятэка Беларусі запрашае прыняць удзел у ХІІ Міжнародных кнігазнаўчых чытаннях «Кніжная культура Беларусі: погляд праз стагоддзі». Дадзеная канферэнцыя адбудзецца 7–8 красавіка 2016 года ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі (Мінск, пр. Незалежнасці, 116).

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба