Меню
Пути развития системы высшего образования в Беларуси

Пути развития системы высшего образования в Беларуси

 

Пока в приемных комиссиях беларусских вузов завершается вступительная кампания, Совет Министров решил утвердить государственную программу развития высшего образования на 2011–2015 гг. (далее – Программа). Чего же можно ожидать от очередной правительственной инициативы?

Сегодня принято на многие вещи смотреть экономически. Институт высшего образования, по сути, является инвестиционной площадкой для долгосрочных инвестиций с приемлемым риском. Финансируя обучение студента на протяжении четырех, пяти или шести лет, мы получаем молодого специалиста с достаточным количеством знаний для дальнейшей работы. Чего в первую очередь ожидает наниматель, принимая на работу такого специалиста? Получения прибыли. В ином случае – наем работника является не чем иным, как убыточным вложением средств.

Чем большими знаниями обладает студент после завершения учебы, тем больше пользы он принесет стране в целом в виде новых разработок и идей.

Целью упомянутой выше Программы является «обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов», что, на первый взгляд, соответствует экономической целесообразности. Авторы Программы даже смогли выделить препятствия и проблемы, которые не позволяют на данный момент беларусскому высшему образованию достигнуть желаемого уровня. К таким проблемам были отнесены:

  1. недостаточный уровень инновационной активности и коммерциализации научно-технических разработок учреждений высшего образования;
  2. старение профессорско-преподавательского состава (количество докторов наук пенсионного возраста в вузах превысило 60 %);
  3. несоответствие учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов современным требованиям подготовки специалистов с высшим образованием;
  4. снижение уровня подготовки специалистов, обусловленное переходом к массовому высшему образованию, который не сопровождался соответствующим укреплением кадрового потенциала и развитием материально-технической базы вузов.

Проблемы определены, цели поставлены, и это хорошо, ведь, как говорил когда-то Фрэнсис Бэкон, «хромой, бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Но насколько правительство желает исправить эти недостатки?

В целях «системного решения» указанных проблем сформулированы основные направления развития беларусского высшего образования. Но, сродни ленивым студентам, авторы рассмотрели проблемы и методы их решения поверхностно, без детального анализа причин.

Каковы же истинные проблемы беларусских вузов? Важнейшая проблема – это отсутствие автономии в самом широком смысле.

Это влечет за собой такие последствия, как безликость учебных заведений (отсутствие ответственности) и наличие коррупции. Именно это является одной из причин низкого уровня материально-технической базы, апатии профессорско-преподавательского состава и студенческого сообщества.

Автономия вуза похожа на приватизацию предприятия: свобода действия в рамках национального законодательства, личная ответственность и если кража – то только из собственного кармана. Для достижения такого состояния беларусской системе высшего образования нужно следовать следующим рекомендациям.

  • Пункт 1: если рассматривать институт высшего образования как инвестиционную площадку, то кто должен туда инвестировать? Существует два варианта: государство или частные лица. Государство никогда не отличалось способностью четко определить направление инвестиций и никогда не выигрывало в конкурентной борьбе без применения привилегии законотворчества. Поэтому, для достижения наибольшей отдачи на вложенные средства, вузы должны получить право самостоятельно формировать и распоряжаться свои бюджетом (желательно без участия Министерств образования и финансов).
  • Пункт 2: кардинально изменить подход к формированию и финансированию бюджетных и платных мест. Вуз должен быть в праве самостоятельно формировать количество мест по различным специальностям и цены на них. За вузом признается право создавать частный фонд для оплаты обучения абитуриентов, прошедших все условия получения гранта от данного вуза. Система грантов подразумевает сохранение за студентом права на его получения только при условии высоких показателей успеваемости. В ином случае грант переходит лучшим студентам по итогам учебного семестра. Студент, обучающийся за средства фонда, не подвергается обязательному распределению.
  • Пункт 3: для снижения уровня коррупции среди высшего управляющего состава вуза создается выборный совет. Данный совет включает в равных долях представителей профессорско-преподавательского состава и студентов данного вуза. За советом признается право утверждать кандидатуру ректора университета, выбранного попечительским советом вуза. Попечительский совет – представители частных структур, финансирующих университет, и представители кафедр. Выборный совет, в случае признания работы ректора недобросовестной, имеет право снять его с должности. Выбранный ректор самостоятельно формирует административный штат и следит за его работой.
  • Пункт 4: вуз получает право на самостоятельное формирование учебных программ и выбор организационно-методического обеспечения. Министерство образования не может вмешиваться в процесс формирования списка предметов, преподаваемых в университете. Утверждение учебников и методических материалов становится прерогативой самого образовательного учреждения.
  • Пункт 5: присоединение Беларуси к Болонскому процессу.
  • Пункт 6: развитие системы международных обменов не только со странами Восточноазиатского региона, но и со странами Европы и Америки. Выделение грантов на обучение за рубежом студентам с высоким средним баллом и мотивацией к дальнейшим исследованиям. Условия гранта – последующее возвращение в Беларусь. Это позволит увеличить экспорт образовательных услуг и расширит знания студентов по окончанию университета.

Предложения выглядят слишком радикальными? Система высшего образования Беларуси годами переживала многочисленные реформы, и, по словам Александра Лукашенко, в ней на сегодняшний день уже «всё отреформировали».

Но нет необходимости останавливать реформы только из-за того, что все от них устали. Реформы должны быть окончены только в том случае, если проблема, вызвавшая их, будет решена.

То, чем сейчас занимается Министерство образования вместе с Советом Министров, похоже на выбор неправильной дороги. Существует притча, согласно которой, если ты выбираешь неправильную дорогу, твой путь увеличивается в два раза. Мы прошли достаточно долгий путь. Стоит ли его удваивать?

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакторов сайта.

Новости
ХІІ Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні адбудуцца ў красавіку ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі 21.12.2015

Нацыянальная бібліятэка Беларусі запрашае прыняць удзел у ХІІ Міжнародных кнігазнаўчых чытаннях «Кніжная культура Беларусі: погляд праз стагоддзі». Дадзеная канферэнцыя адбудзецца 7–8 красавіка 2016 года ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі (Мінск, пр. Незалежнасці, 116).

Подробнее...

Белорусы на международной олимпиаде по информатике завоевали серебряные и бронзовые медали 06.08.2015

В этом году Казахстан удостоился чести провести 27-ую международную олимпиаду по информатике. Состязание проводилось с 26 июля по 2 августа в г. Алматы в стенах Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. В ней приняли участие 322 конкурсанта из 84 стран.

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба