Меню
Единый подход в системе "магистратура-аспирантура"

Единый подход в системе "магистратура-аспирантура"

 

Решение масштабных задач социально-экономического развития страны с учетом общемировых тенденций, динамики рынка труда предполагает активизацию инновационной деятельности в реальном секторе экономики и социальной сфере. Это объективно требует создания разветвленной системы подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности, в том числе и кадров высшей научной квалификации.

Новая личностно-развивающая ориентация образовательного процесса в вузах как ведущая тенденция современных инновационных преобразований в системе высшего образования, создание адаптивной системы обучения, развитие двухступенчатой структуры высшего профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов нового поколения должны обеспечить подготовку кадров, соответствующих современным требованиям по востребованным специальностям в необходимых объемах.

Создание в сфере высшего профессионального образования единой системы «магистратура-аспирантура» имеет большие возможности для обеспечения как научно-исследовательской, так и кадровой поддержки инновационных процессов в Республике Беларусь. Однако, чтобы данная система заработала и стала приносить ощутимый, в том числе экономический эффект, необходимо разработать и реализовать единые подходы и требования к непрерывной подготовке специалистов высшей научной квалификации в вузовском и послевузовском образовании.

Анализ эффективности деятельности аспирантуры в системе министерств и ведомств показал, что процент подготовки и защиты диссертаций в установленные сроки является невысоким и составляет 6–8% (исключение составляют учреждения Министерства здравоохранения). Поэтому на уровне государства принят ряд мер по интеграции системы вузовского и послевузовского образования. Важнейшим связующим звеном должна стать вторая ступень высшего образования — магистратура.

Однако подготовка в магистратуре относится к системе вузовского образования и, соответственно, ее деятельность определяется нормативными документами, регламентирующими обучение студентов в вузе. В соответствии с п. 1.2. Закона Республики Беларусь «О высшем образовании» «вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы и завершается присвоением степени “магистр” и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и (или) на трудоустройство с учетом ранее присвоенной квалификации специалиста с высшим образованием и обучения в магистратуре» [1]. С целевой точки зрения магистратура фактически рассматривается как предварительная (начальная) ступень аспирантуры.

Кроме того, в системе «вузовское-послевузовское образование» наблюдается определенный разрыв, который требует корректировки механизмов организации многоступенчатой подготовки научных кадров.

В процессе поиска путей создания стройной непрерывной системы подготовки научных кадров высшей квалификации, повышения ее качества и эффективности можно выделить три аспекта — нормативно-организационный, содержательный и технологический, — характеризующие взаимосвязь, преемственность и непрерывность системы.

В нормативно-организационном плане обеспечить единство и взаимосвязь могут целенаправленные совместные действия Министерства образования, НАН Беларуси, ВАК, ГКНТ, заинтересованных министерств и ведомств на всех этапах подготовки кадров, а также в вопросах финансового обеспечения процесса подготовки кадров:

  • научно обоснованный прогноз и госзаказ на подготовку научных кадров высшей квалификации;
  • планирование на основе региональных потребностей в кадрах соответствующей квалификации (магистров или кандидатов наук);
  • контроль и распределение специалистов с учетом потребностей отраслей и регионов.

На уровне нормативных документов необходимо обеспечить корреляцию Положения о второй ступени высшего образования (магистратуре) с Инструкцией по подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь в части периодичности и критериев аттестации, сроков и направления распределения выпускников магистратуры с учетом перспективы дальнейшего обучения в аспирантуре. В Инструкции о порядке организации и проведения кандидатских экзаменов и зачетов в учреждениях, обеспечивающих получение послевузовского образования в Республике Беларусь необходимо учесть особенности обучения в магистратуре при подготовке и сдаче экзаменов кандидатского минимума (в частности, допуска и возможной пересдачи экзамена, оценки знаний).

Также необходимо определить статус магистра, возможную номенклатуру должностей, которые может занимать выпускник магистратуры, если он не продолжит обучение в аспирантуре. При этом следует использовать зарубежный опыт подготовки практикоориентированных магистров, в том числе и для инновационной экономики, как специалистов высшей категории по данному направлению. Необходимо также обеспечить привлечение средств заказчиков для подготовки специалиста под заказ с учетом потребностей рынка труда. Важно при подготовке магистров рассмотреть все более расширяющуюся заинтересованность бизнес-структур в подготовке высококвалифицированных специалистов в области бизнес-администрирования.

Содержательный аспект. При отсутствии образовательных стандартов второй ступени высшего образования необходимо уточнить требования к профессиональной компетентности выпускников магистратуры и аспирантуры с участием УМО вузов и ВАК. Возможно, следует усилить преемственность между магистерской работой и будущей кандидатской диссертацией, поскольку на сегодняшний день согласно Положению о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь материалы магистерской диссертации могут использоваться, если это необходимо для полноты изложения представляемой диссертации. При этом используемые материалы и выводы не должны включаться в положения, выносимые на защиту, а объем не должен составлять более одной пятой объема основной части диссертации. Кандидатскую работу аспиранты начинают писать с нуля, утверждая новую тематику исследования и нового научного руководителя.

Кроме того, при подготовке магистрантов и аспирантов под заказ необходимо учитывать пожелания заказчиков для уточнения содержания образовательных программ подготовки и тематики магистерских и кандидатских диссертаций.

Необходимой составной частью магистерской диссертации должен быть теоретический обзор отечественных и зарубежных исследований по соответствующей проблематике, использование новейших достижений в изучаемой научной области. В ходе подготовки магистерских диссертаций будущими учеными в большем объеме должны осваиваться умения проводить и оформлять научные исследования: обосновывать проблему и актуальность исследования, выбирать теоретико-методологические позиции, структурировать материал, работать с различными текстами.

Содержание курсов по общепрофессиональным дисциплинам и спецкурсам в магистратуре должно быть приближено к содержанию программ сдачи экзаменов кандидатского минимума по специальности и более тесно увязано с проблематикой и предметом научных исследований в аспирантуре.

Технологический аспект обеспечения преемственности и непрерывности подготовки кадров в системе вузовского и послевузовского образования предполагает использование единых технологий организации процесса обучения в магистратуре и технологий подготовки в аспирантуре.

В первую очередь речь идет о создании в учреждениях, обеспечивающих подготовку научных кадров высшей квалификации, единых управленческих структур под общим кураторством одного руководителя. Возможные пути решения организационно-технологических проблем обучения на разных ступенях подготовки научных кадров высшей квалификации связаны с разработкой внутривузовских регламентирующих документов (положений, инструкций), которые предусмотрят ведение единой документации учета и контроля документов, сопровождающих непрерывный процесс подготовки. Эффективным может стать проведение совместных учебных занятий магистрантов и аспирантов, а также единых научных мероприятий. Особое внимание следует уделить и технологиям преподавания у магистрантов и аспирантов. Здесь на передний план должны выйти активные, рефлексивно-деятельностные формы организации занятий, результатом которых будет освоение способов системного мышления и междисциплинарного синтеза [2].

Таким образом, задачи обеспечения преемственности и тесной взаимосвязи магистратуры и аспирантуры, относящихся к разным ступеням вузовского и послевузовского образования, предполагают единство подходов и координацию деятельности заинтересованных управленческих структур на республиканском (межведомственном) и учрежденческом (внутривузовском) уровнях, тесное взаимодействие заказчиков и исполнителей на всех этапах подготовки научных кадров.

Новости
Белорусы на международной олимпиаде по информатике завоевали серебряные и бронзовые медали 06.08.2015

В этом году Казахстан удостоился чести провести 27-ую международную олимпиаду по информатике. Состязание проводилось с 26 июля по 2 августа в г. Алматы в стенах Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. В ней приняли участие 322 конкурсанта из 84 стран.

Подробнее...

ХІІ Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні адбудуцца ў красавіку ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі 21.12.2015

Нацыянальная бібліятэка Беларусі запрашае прыняць удзел у ХІІ Міжнародных кнігазнаўчых чытаннях «Кніжная культура Беларусі: погляд праз стагоддзі». Дадзеная канферэнцыя адбудзецца 7–8 красавіка 2016 года ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі (Мінск, пр. Незалежнасці, 116).

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба