Меню
Проблемы аспирантуры и пути их решения

Проблемы аспирантуры и пути их решения

 

Речь пойдет о подготовке научных кадров в естественнонаучных, технических и инженерно-физических областях. Разрыв между поколениями научных работников в России, вызванный изменением социально-экономической системы в стране, снижением престижа инженерных и технических профессий и специальностей, требует нового концептуального взгляда на роль, цели, задачи, критерии оценки  и направления подготовки специалистов высшей квалификации: магистров, кандидатов и докторов наук. В данной работе рассмотрены проблемы аспирантуры как института, механизма и инструмента подготовки новой генерации молодых ученых, способных решать инновационные задачи отечественного производства и создания объектов и систем особой важности.   

  • Цель данной  статьи – раскрыть сущность проблем, стоящих:
  • перед аспирантурой как институтом подготовки научных кадров;
  • перед аспирантом как объектом воздействия и субъектом действия, источником, создающим интеллектуальную собственность и нематериальные активы;
  • перед университетом как кладезем знаний и компетенций;
  • и сформулировать концепцию совершенствования института аспирантуры, применительно к Национальным исследовательским университетам.

 

Результаты деятельности аспирантуры как института

Сегодня показателями деятельности аспирантуры как института  являются: число принятых аспирантов на бюджетные места и отношение числа аспирантов, защитивших диссертацию в срок, к общему числу аспирантов. Так как продолжительность обучения в аспирантуре составляет 3 года, то уложиться в этот срок сложно при тех требованиях, которые предъявляются ВАК к кандидатским диссертациям и их авторам, особенно в области естественных, технических и инженерно-физических наук.

Однако, с нашей точки зрения, существующие критерии оценки деятельности аспирантуры как института не соответствуют требованиям времени. Конечно, задача подготовки кадров, которым присвоена ученая степень, решается, но это напоминает подготовку инженерно-технических кадров в первые годы советской власти, когда сравнительно грамотные люди становились учеными и инженерами, заканчивая рабфак. Рано или поздно, естественно, количество переходит в качество. И среди молодых кандидатов наук появятся будущие генеральные конструкторы и руководители научных направлений.  Однако, как нам кажется, сегодня этого недостаточно. Главная задача обучения в аспирантуре – подготовка и воспитание личностей, способных создавать интеллектуальную собственность и нематериальные активы, генерировать и разрешать проблемы и задачи глобального характера, способные вывести страну на передовой уровень создания новых поколений наукоемкой продукции, востребованной мировым сообществом.

Генерации новых блестящих идей еще совершенно недостаточно, чтобы развивать научное направление и обеспечить дальнейшее финансирование работ. 

Идея автора представляет собой только маленькую часть того, на чем может быть основан наукоемкий бизнес.

Отсюда следует, что конечной целью и главной ориентацией аспирантов в своей работе должно стать направление превращения их деятельности, в конечном итоге,  в наукоемкий бизнес. Промежуточным этапом может стать создание нематериальных активов и интеллектуальной собственности.

 

Новые критерии оценки компетенций ученого и аспиранта

Старые пути и приемы финансирования и проведения исследований в рамках обучения в аспирантуре в значительной степени исчерпали себя. Поэтому новая эпоха предъявляет новые требования к знаниям и компетенциям аспирантов и их руководителей.

Сегодня главной компетенцией,  как аспиранта, так и руководителя,  является  умение достать деньги, средства и ресурсы для проведения исследований и создания разработок. Как говорил классик отечественной песни Никита Богословский:  «Из всех видов искусств важнейшим для нас является искусство достать деньги». 

  1. Результатом исследований сегодня является не столько написание диссертации, сколько  создание интеллектуальной собственности и нематериальных активов.
  2. В прикладных инженерно-физических областях следует уметь  создать конечный продукт, востребованный на научно-технологическом рынке.
  3. Важным является владение методами и приемами концептуального мышления, позволяющими создавать не просто новое, отличное от старого, а принципиально новое. Уметь устанавливать и защищать  свой приоритет в результатах труда. Разработка новых концепций совершенствования и развития продуктов, систем и объектов - сфера конкурентной корпоративной борьбы.
  4. Аспирант и руководитель должны прогнозировать направления и предсказывать тенденции развития своей области деятельности для построения системы поколений моделей, продуктов, объектов и технологий и превращения нематериальных активов в материальные. Трансформация нематериальных активов  в материальные представляет собой творческий, интеллектуальный процесс. Знания и компетенции в этой области – неотъемлемая часть подготовки аспирантов.
  5. Умение представлять свою работу и создавать потребительную стоимость - одно из условий успеха в рыночной экономике. Научно-технологическая деятельность только тогда становится творческой, когда информация о результатах труда авторов становится достоянием общественности, когда результаты оказываются востребованными сторонними организациями, когда рождаются конкуренты, способные повторить, преумножить, усовершенствовать и развить идеи и мысли первопроходцев. Именно тогда появляется потребительная стоимость как  самих авторов, так и созданных ими продуктов, теорий, программ, систем, приборов и т.д.
  6. Чтобы довести до общественности  результаты своей научно-технологической деятельности, следует проводить  PR-акции. Только представление  общественности результатов своего труда позволяет приобрести потребительный рейтинг на рынке в условиях конкуренции за ресурсы. Отметим, что рынок высокоинтеллектуальной продукции становится глобальным и конкурировать приходится с представителями других стран. Единственным сектором рынка, где конкуренция отечественных производителей и ученых поддерживается государством и его ресурсами, является рынок объектов и систем высокой ответственности.
  7. Все сказанное свидетельствует о том, что научно-технологическая деятельность неразрывно связана с «инфраструктурной» деятельностью, которая по своим масштабам, значимости и эффективности может не только соответствовать собственно научной работе, но как  по объему, так и по ценности и стоимости превышать её. Новые поколения аспирантов и молодых ученых должны быть готовы к этому на глобальном международном уровне.
  8. Сегодня в одиночку, как никогда, трудно добиться значительных научных и экономических результатов. Умение сотрудничать с другими людьми и коллективами для внедрения идей и разработок, достижения своих целей - важнейшая компетенция аспирантов. Умение уклоняться от конфликтов или избегать их, а при необходимости участвовать в них и, главное, одерживать победу - компетенция, востребованная в конкурентной борьбе.

 

Востребованные способности и личностные качества аспиранта

Обучение в аспирантуре, работа над темой  и подготовка к защите диссертации – это вызов личным качествам и способностям  человека, решившего связать свое будущее с инновационными процессами. Взаимодействие аспиранта с коллегами  отличается от отношений, которые складываются между соучениками в студенческих группах. Панибратство сменяется взаимовыгодным сотрудничеством и конкуренцией. Поэтому, с одной стороны, кандидаты в аспирантуру должны проявлять свои способности в студенческой среде, с другой – аспиранты целенаправленно должны овладевать навыками и компетенциями взаимодействия, техниками личной работы, методами перехвата инициативы и  манипулирования.

Способности – это умение концентрироваться на приоритетных направлениях и проявлять силу воли там, где встречаются помехи  и препятствия на пути достижения целей. Поэтому аспиранты должны владеть способностями:

  1. создавать и управлять личной стратегией  развития, подготовки диссертации, внедрения результатов работы, создания интеллектуальной собственности;
  2. формулировать, ставить перед собой цели и достигать их;
  3. следовать своей стратегии, проявляя гибкость на пути к цели, выдерживать критику, пренебрежение, порой унижения, не поддаваться постороннему влиянию, не паниковать;
  4. гордиться своими достижениями и достижениями своего коллектива, пропагандировать их, не зазнаваться, уметь признавать и исправлять ошибки, не делая из ошибок трагедии;
  5. терпеть и переносить невзгоды, надеяться на положительное решение всех возникающих проблем, прощать обиды, любить окружающих людей с их достоинствами и недостатками, контролировать эмоции;
  6. дарить дружбу, вселять оптимизм и уверенность в своих силах окружающим;
  7. видеть и замечать  то, чего не видят другие, развивать свое ви′дение, созидать собственную картину мира, обладающую новизной, полезностью и реализуемостью;
  8. принимать взвешенные и интуитивные решения, действовать мужественно и решительно, когда информации совершенно недостаточно, чтобы ответ напрашивался сам собой;
  9. конструктивно мыслить, проявлять смелость, выдвигать или вносить деловые предложения, объединять людей и вселять в них энтузиазм, объединять и концентрировать ресурсы, создавать новые структуры и команды, инициировать  первичные процессы – начало движения к цели, используя творческую энергию;
  10. убеждать в своей правоте, брать ответственность на себя, признавать свои ошибки, действовать и двигаться к цели;
  11. не поддаваться психологическому давлению, работать в условиях дефицита времени и ресурсов;
  12. поощрять, создавать положительное подкрепление, культивировать радость и счастье  при получении желаемых результатов;
  13. завоевать и утверждать свой авторитет среди коллег.

Этот перечень можно было бы и продолжить. Отметим, что способности, если их постоянно проявлять и демонстрировать, развиваются. В результате практики приходит мастерство. Мастерство – это неосознаваемые личностью собственные возможности. Возможности – это дополнительные ресурсы. Но методам развития способностей нужно целенаправленно учить и использовать знания на практике.

Таким образом, развивая свои личные качества в период обучения, аспирант имеет возможность увеличить свои личностные ресурсы для достижения целей.

Если же считать основной способностью – защиту диссертации в срок и получение ученой степени кандидата наук, то лишние способности, знания и навыки аспиранту не нужны. Они могут помешать выиграть в кратчайший срок борьбу за кандидатскую степень. Дзюдоист на татами  не читает «Евгения Онегина».

 

Аспирантские ориентиры и цели

Аспирантура является первым шагом молодого человека в строительстве своей карьеры. Упрощенная модель распределения ролей личности, ставящей перед собой цель – построить свою карьеру, показана на рис. 1. Здесь представлены две пирамиды. Одна  включает в себя стратегии строительства карьеры людей, которые ориентированы развиваться как наемные работники. Вторая пирамида соответствует стратегии развития карьеры людей, ориентированных на предпринимательскую деятельность. Развитие в первой пирамиде направлено на совершенствование своего профессионального мастерства, во второй – на совершенствовании мастерства в области наращивания капитала и управлении финансовыми и ресурсными потоками в локальном и глобальном масштабе. Вершиной первой пирамиды при росте профессионального мастерства является достижение уровня генеральных конструкторов, руководителей инновационных проектов. Движущими мотивами в этом направлении являются: интерес к работе, желание реализовать свои идеи, самоутверждение, руководство большими коллективами, создание новой техники и технологий, исследование неизвестного и пр. Движущей силой во второй является обладание ресурсами и властью.

Переход из первой пирамиды во вторую – это «квантовый» переход, требующий дополнительной внешней энергии и ресурсов. Обратный переход из второй пирамиды в первую – естественный переход потери ресурсов и возможности проводить предпринимательскую деятельность на прежнем уровне. Отличие первой пирамиды от второй в том, что представители первой пирамиды как наемные работники получают зарплату, а представители второй пирамиды платят себе зарплату сами. Можно предположить, что представители первой пирамиды стремятся перейти во вторую, а представители второй – стремятся сохранить свое положение и продвигаться в направлении вершины.

Аспиранты в силу своего положения находятся в основании первой пирамиды, и их естественное стремление – стать специалистами высокого уровня, утвердить себя в мире науки и сделать, если удастся, шаг в направлении  создания собственного научно-технологического инженерно-физического бизнеса.

Аспирантура – начало строительства карьеры ученого, научного работника, преподавателя вуза. Это карьера человека, способного созидать новые знания, умения, компетенции, участвовать в реализации проектов, направленных на инновационное развитие техники и технологий.

Новости
Начался прием заявок на "Конкурс инноваций в образовании 2016" 19.04.2016

К участию приглашаются индивидуальные разработчики и небольшие команды из 2-6 человек без каких-либо ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям. Если у Вас есть инновационные идеи для сферы образования - этот конкурс для Вас!

Подробнее...

ХІІ Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні адбудуцца ў красавіку ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі 21.12.2015

Нацыянальная бібліятэка Беларусі запрашае прыняць удзел у ХІІ Міжнародных кнігазнаўчых чытаннях «Кніжная культура Беларусі: погляд праз стагоддзі». Дадзеная канферэнцыя адбудзецца 7–8 красавіка 2016 года ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі (Мінск, пр. Незалежнасці, 116).

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба