Меню
Дополнительное образование для детей с точки зрения педагогики

Дополнительное образование для детей с точки зрения педагогики

 

Изучение современных научных исследований и публикаций в педагогической периодике по проблемам дополнительного образования детей (далее по тексту — ДОД) позволяет объективно констатировать недостаточную разработанность теоретических оснований данной сферы образования. Одним из элементов теории ДОД может стать его исследование с точки зрения педагогики.

Гипотетически с точки зрения педагогики мы рассматриваем ДОД как сферу социального воспитания, содержательную составляю­щую общего образования, сферу личностного самоопределения, сферу творческого развития, сферу профессионального самоопределения. Попробуем доказать названные позиции, опираясь на мнения различных авторов.

Основу рассмотрения ДОД как сферы социального воспитания составляет концепция А.В. Мудрика, в которой автор выделяет три группы задач социализации индивида: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Решение этих задач определяется отношениями субъекта с самим собой, с его семьей, обществом сверстников, воспитательными организа­циями. Совокупность этих отношений обеспечивает реализацию потребностей индивида необходимыми ресурсами.

Исследователи проблем ДОД в рамках проблем социального воспитания выделяют три группы ресурсов:

  • внутренние (физические возможности, жизненная позиция, индивидуальный социальный опыт);
  • внешние (ресурсы семьи, воспитательных организаций, общностей сверстников, государства и общества);
  • смешанные (социальный статус — общественное отражение внутренних возможностей индивида).

Приоритетной авторы рассматривают педагогическую помощь в активизации именно смешанного ресурса путем решения проблем ребенка: негативного отношения к себе, самопознания и самоопре­деления себя в актуальной жизни, некомпетентности в общении (Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, О.В. Миновская и др.) [23].

Как отмечается авторами, условиямисоциального воспитания в ДОД являются:

  1. организация социального опыта ребенка через установление социальных отношений;
  2. индивидуально-личностный подход к ребенку;
  3. социально-педагогическая поддержка через отношения равенства и организацию диалога;
  4. создание пространства самореализации;
  5. формирование рефлексивной позиции ребенка через включение в ситуации выбора жизненных ценностей (Б.А. Дейч, Н.Г. Крылова, Л.А. Пикова и др.).

В рассмотрении ДОД с точки зрения педагогики как содержа­тельной составляющей общего образования мы опираемся на позиции ряда авторов. А.Г. Асмолов называет ДОД «ломающей границы областью образования», т. к. оно позволяет расширить содержание общего образования до пределов, определяемых каждым индивидуально. А.Ф. Малышевский считает, что «школа способна предоставить стартовые возможности понимания картины многообразия мира, а ДОД … — всю возможность создания картины мира». Исследователи проблем ДОД (В.В. Комаров, Б.В. Куприянов, Е.А. Салина и др.) отводят ему особую роль в рамках общего образования — формирование мотивации школьника к самообразованию.

Понимание ДОД как сферы личностного самоопределения опирается на обобщение современных теоретических исследований. Понятие «личностное самоопределение» раскрывается как выбор личностью собственной жизненных позиции, индивидуальной философии жизни; выбор профессии; выбор своего места в системе социальных отношений; обретение и проявление человеком внутренней свободы, осознание личностью собственной уникальности (О.С. Газман, М.Р. Гинзбург, В.В. Горшкова и др.).

В ДОД созданы особые педагогические условия личностного самоопределения ребенка: дифференциация и индивидуализация образования, поддержка и развитие того единичного, что заложено в индивиде от природы или приобретено в индивидуальном опыте, приобретение индивидом самостоятельности, становление самобыт­ности, включенность ребенка в общественные отношения, свобода выбора, многообразие видов творческой деятельности, наличие трех взаимосвязанных плоскостей — личностного роста ребенка, его совершенствования в избранной деятельности, повышения уровня функциональной грамотности, возможность совершенствовать социально приемлемые способы самоутверждения, опора на интересы и потребности ребенка (Н.В. Ивлева, Н.А. Нефедова, Л.А. Пикова и др.).

Педагогическое осмысление ДОД с точки зрения педагогики как сферы творческого развития строится нами на обобщении исследований философов, психологов и педагогов, которые рассмат­ривают творчество как основную предпосылку для самовыражения человека, в основе которого лежит самостоятельность — главный источник самодвижения внутреннего «Я». Автору данного исследования близки взгляды на творчество В.В. Горшковой: источник творчества находится «в личности самого субъекта, в перманентной актуализации его человеческой сущности»; «свобода есть важнейший признак творческой деятельности и атрибутивное свойство человека в позиции субъекта». Творческая деятельность, как значимый элемент развития ребенка, способствует обогащению личности в целом и ее духовной культуры, развивает ее способности, нравственный и интеллектуальный потенциал, реализует личность в социальном и профессиональном плане, влияет на формирование мотивов и потребностей подростка в саморазвитии (Т.А. Долматова, Т.Г. Исакова, Т.П. Щербакова и др.).

В системе ДОД естественным образом сформировалось основное условие для творческого развития личности — творческая среда, включающая следующие компоненты: восприятие творчества как особой ценности, развитость форм культуротворческой деятельности, субъект-субъектное взаимодействие в коллективе единомышленников, вариативность образовательных программ при условии их свободного выбора, готовность педагогов развивать у детей имеющиеся способности и формировать новые, комплексность и многопрофильность среды, реализация принципов педагогики сотворчества (Л.Ю. Круглова, Е.М. Смекалова, Л.Н. Шульпина и др.) [12; 22; 25].

Рассмотрение ДОД с педагогических позиций как сферы профессионального самоопределения основано на анализе совре­менной научно-педагогической литературы, который позволяет констатировать, что профессиональное самоопределение личности не сводится к простому выбору профессии, а представляет собой сложный многоаспектный и многоуровневый процесс: духовного развития личности (П.А. Шавир); становления образа «Я» (А.Я. Журкина); самоактуализации учащегося (И.В. Пильдес). Современные психологи (Л.И. Божович, И.С. Кон, С.Н. Чистякова и др.) рассматривают профессиональное самоопределение как ново­образование личности, характерное для старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Психологи Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский и другие считают, что именно в этот период у детей пробуждается стремление попробовать себя в разных видах деятельности: это выражается в участии в различных кружках и общественно полезной работе.

Начало исследований профессионального самоопределения в сфере ДОД связано с работами основоположника внешкольной педагогики Н.К. Крупской, которая среди задач, реализующихся в практике воспитательной работы, отмечала и подготовку учащихся к выбору профессии, подчеркивала особую роль внешкольных учреждений в развитии интересов ребят к различным массовым профессиям.

Именно в ДОД созданы наиболее благоприятные условия для профессионального самоопределения детей, так как они имеют для этого широкие возможности: попробовать себя в деятельности разного рода, приобрести в детском возрасте опыт самоопределения; овладеть новой социальной ролью в конкретной деятельности; получить профессиональную ориентацию, допрофессиональное образование; выбрать дело всей своей жизни, профессионально овладеть им; собрать сведения практически обо всех отраслях мира труда (М.А. Ангеловская, А.Я. Журкина, Л.А. Петерсон и др.).

В условиях ДОД педагогическая поддержка профессионального самоопределения ребенка осуществляется через «погружение» личности в среду профессиональной культуры, формирование установки на непрерывное профессионально-личностное развитие, расширение социально-культурного фона саморазвития личности, усиление стартовых возможностей школьников на рынке труда и профессионального образования (С.Ю. Аверьянова, А.В. Губанов, В.Ш. Масленникова и др.).

Обобщая все аспекты рассмотрения в контексте педагогики, можно определить ДОД как сферу социального воспитания, в которой происходит личностное самоопределение ребенка — подростка — юноши (девушки) через самоопределение себя как Человека и гражданина, как индивидуальности, как творческой личности, через самоопределение себя в профессии.

Новости
Начался прием заявок на "Конкурс инноваций в образовании 2016" 19.04.2016

К участию приглашаются индивидуальные разработчики и небольшие команды из 2-6 человек без каких-либо ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям. Если у Вас есть инновационные идеи для сферы образования - этот конкурс для Вас!

Подробнее...

Министерство образования Беларуси утвердило нижние пороговые значения отметок ЦТ в 2016 году 18.03.2016

Постановлением Министерства образования № 11 от 3 марта 2016 года были утверждены пороговые (минимальные) значения отметок по результатам централизованного тестирования в 2016 году, которые еще будут приниматься при поступлении в учреждения высшего образования.

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба