Меню
Состояние и перспективы развития дополнительного образования детей

Состояние и перспективы развития дополнительного образования детей

 

Становление единого образовательного пространства предусматривает взаимодействие и развитие различных уровней образования. Дополнительное образование детей является одним из важных звеньев системы непрерывного образования. Оно выполняет особую роль в освоении педагогической практикой новой образовательной парадигмы развивающего образования и не должно рассматриваться как придаток к основному, школьно-базовому. Это - самостоятельный и самоценный вид образования.

Демократизация и гуманизация системы образования в Российской Федерации позволили рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие.

Становление и развитие системы дополнительного образования в Российской Федерации осуществляется на протяжении ряда лет (с 1992 г.) в соответствии с Федеральной программой развития образования, а также концептуальными положениями, одобренными коллегией Министерства образования Российской Федерации от 25.04.94 № 12/1 "О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей", от 23.11.94 № 22/1 "О развитии дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения" и ряда других.

Определение основных направлений стратегии развития системы дополнительного образования детей было обусловлено ее необеспеченностью необходимой теоретико-методической, нормативно-правовой, кадровой, материально-технической и финансово-экономической базами. Актуальность выбранных направлений подтвердилась трехгодичной практикой их реализации на всех уровнях системы дополнительного образования детей (от федерального до учрежденческого).

Развитие системы дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:

  • сохранение   позитивного   потенциала   внешкольной,   внеурочной, внеклассной клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-познавательной, практико-ориентированной деятельности;
  • соединение (временное и субъективное) процессов разработки теории дополнительного образования и построения новой практики;
  • упорядочение и  укрепление программно-методической,  кадровой, финансово-экономической базы дополнительного образования;
  • обоснование и принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования;
  • создание условий для работы образовательных учреждений одновременно в режиме функционирования и в режиме развития;
  • одномоментность моделирования организационных форм дополнительного образования и экспериментальной проверки их жизнеспособности;
  • научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;
  • разработка базисной основы содержания дополнительного образования;
  • осмысление   и   развитие   традиций   соорганизации   культурно-образовательных учреждений, их взаимодействия;
  • расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот;
  • поэтапное выдвижение и реализация организационно-управленческих задач.

Основное внимание в системе дополнительного образования сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-деятельном характере образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению детей, их самореализации.

 

Сеть учреждений дополнительного образования детей в настоящее время не только сохранена, но и продолжает развиваться, несмотря на сложности социально-экономической ситуации в стране, все возрастающий дефицит финансирования. Их число с 1992 по 1996 г. увеличилось на 394, в том числе: на 59 детско-юношеских спортивных школ и клубов физической подготовки, на 230 школ прикладного искусства, центров народных ремесел, культурно-досуговых центров. Кроме того, органы управления образованием взяли на свой баланс около 60 спортивных школ профсоюзов. Увеличение сети учреждений дополнительного образования детей происходило за счет открытия новых видов учреждений, а также приема на баланс системы образования внешкольных учреждений, принадлежавших ранее профсоюзам и другим общественным организациям.

Большую часть сети составляют Дворцы, Дома и Центры детского и юношеского творчества, как правило, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, а также спортивные школы и клубы общей физической подготовки. За ними следуют учреждения технической ориентации, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности. Свыше 400 учреждений реализуют программы спортивно-технической, военно-патриотической и военно-технической ориентации.

Таким образом, в системе образования России на сегодняшний день действует свыше 8,5 тысяч образовательных учреждений дополнительного образования детей, в которых систематически занимаются более 8 млн. учащихся от 6 до 18 лет (38% от числа всех школьников).

Не останавливаясь подробно на анализе ситуации с контингентом обучающихся в регионах, следует подчеркнуть, что она далеко не одинакова. Превосходят обшероссийские показатели более 10% территорий. Значительно ниже общероссийских показатели в 23% территорий. Как правило, это области, где наиболее остро проявляются экономические проблемы.

Вызывает серьезную озабоченность техническое состояние зданий, в которых размещены учреждения дополнительного образования детей. Из года в год растет число зданий, требующих капитального ремонта, и относящихся к числу аварийных. Причина такого положения - в отсутствии средств. Это же обстоятельство влияет на рост числа детей, оплачивающих свои занятия в учреждениях дополнительного образования. Выборочные обследования показывают, что отсутствие финансирования на приобретение средств обучения в учреждениях дополнительного образования детей вынуждают привлекать денежные средства родителей, что составляет по различным видам образовательной деятельности от 20 до 60 % затрат на образовательный процесс.

Сложная социально-экономическая ситуация, хронический дефицит финансирования системы образования, разрушившиеся связи промышленных предприятий и образовательных учреждений особо негативно отразились на детском техническом творчестве. Здесь наблюдается и потеря учреждений, и снижение контингента обучающихся. Очевидно, без государственной программы содействия сохранению и развитию детского н молодежного технического творчества накопившихся проблем не решить.

 

Важнейшие виды образовательной деятельности

Туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют более 550 центров, станций юных туристов, туристических баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения Домов (Дворцов) творчества детей и юношества. В туристско-краеведческнх объединениях образовательных учреждений регулярно занимаются более 300 тысяч обучающихся; в походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,5 млн детей. Особый импульс туристско-краеведческое направление получило в период подготовки и празднования 50-летия Победы н 300-летия Российского флота.

Значительное место в системе дополнительного образования занимают учреждения технической самодеятельности учащихся: станции и центры, клубы и дома техники. Около 450 тыс. подростков систематически занимаются в 33 тыс. спортивно-технических кружках, секциях, объединениях. Однако, изменившиеся условия нашей жизни значительно осложнили функционирование самодеятельного технического творчества детей. Все труднее содержать спортивно-технические и оборонно-технические виды деятельности: авто- н мотоспорт, авиа- и судомоделирование, ракетостроение, учебные суда и др.

Дополнительное образование эколого-биологяческого профиля направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле. В то же время - это особая часть экологического образования, связанная, фактически, с предпрофессиональной подготовкой будущих экологов.

Основой эколого-биологического дополнительного образования составляют более 480 станций юных натуралистов и эколого-биологических центров. Их деятеяьность координируют и направляют региональные станции и центры. На федеральном уровне работу подсистемы обеспечивает Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства.

Одно из важнейших мест в сфере дополнительного образования занимает фазкультурно-оздоровительная работа и массовый детский спорт. Физкультурно-спортивные учреждения дополнительного образования ориентированы на развитие ребенка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. 2276 спортивных школ, из которых 361 специализированная и 660 детско-юношеских клубов физической подготовки ведут образовательную деятельность по 410 видам спорта. В настоящее время в них занимается 1,9 млн. детей, что на 60 тыс. больше, чем в 1994 году. Каждый десятый школьник систематически занимается физической культурой и спортом.

Самым массовым и популярным в системе дополнительного образования было и остается художественно-эстетическое направление. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных            лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ, школ с углубленным обучением искусству, профильных художественных классов.  Большими  возможностями дня эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов располагают 3,5  тысячи учреждений дополнительного образования художественно-эстетической ориентации. Проявилась необходимость в моделировании учреждений инновационных видов. Уже сегодня повсеместно в России есть реальные предпосылки для становления таких учреждений. Действуют центры народных промыслов, творческие мастерские, студии и другие объединения, способствующие ранней профессиональной ориентации. Эта работа органично сочетается с восстановлением связей между поколениями, активизацией позиции семьи в образовании детей.

В 1996 году завершился первый этап (аналитико-проектировочный) преобразований внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Он протекал в весьма неблагоприятных социально-экономических условиях финансовой нестабильности и неослабевающего социального напряжения.

В этих достаточно непростых условиях Министерству образования совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерация удалось реализовать большинство задач первого аналитико-проектировочного этапа становления системы дополнительного образования детей. В том числе:

  • разработан пакет документов нормативно-правовой базы дополнительного образования детей;
  • проанализированы и классифицированы действующие примерные программы дополнительного образования;
  • определены подходы к отбору и структурированию содержания дополнительного образования;
  • завершается разработка требований к методическом материалам и программам нового поколения;
  • определены показатели для лицензирования и аттестации учреждений дополнительного образования детей;
  • осуществляется поддержка инновационных процессов;
  • разрабатываются теоретико-методологические основы дополнительного образования детей;
  • начато создание программно-методической базы для переподготовки и повышения квалификации руководящих, педагогических и методических кадров системы дополнительного образования детей;
  • создан Центр развития системы дополнительного образования;
  • с трудом сохранен и действует календарь федеральных мероприятий системы дополнительного образования детей.

Первый блок решаемых задач - "Создание нормативной правовой базы учреждений дополнительного образования детей" в основном реализован. Значительные   усилия   Минобразования  России,   органов   управления образованием всех уровней отвлечены на обеспечение функционирования образовательной системы, поддержания минимально необходимых условий осуществления образовательного процесса, преодоление проблем, порожденных экономическим и финансовым кризисом.

 

Перспективы развития системы дополнительного образования детей

С 1997 года начался второй этап развития системы дополнительного образования детей - технологический. Он продлится до 2000 года. Его основной задачей стало освоение и коррекция нормативно-правовой и программно-методической базы дополнительного образования. В этот период предполагается:

  • отработать требования к условиям функционирования  системы дополнительного образования детей;
  • значительно обновить программно-методические материалы, создать их новое поколение;
  • отработать методику изучения спроса и формирования предложений в системе дополнительного образования детей;
  • разработать программы развития учреждений данного типа;
  • разработать и освоить методики анализа эффективности деятельности учреждений дополнительного образования, дать их классификацию;
  • отработать требования к учреждениям дополнительного образования и их кадрам;
  • создать федеральную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дополнительного образования во всех типах образовательных учреждений;
  • обобщить опыт педагогической и экономической деятельности убеждений дополнительного образования детей;
  • конкретизировать функции, цели, задачи и принципы деятельности различных видов учреждений дополнительного образования детей;
  • уточнить “Типовое положение  об  учреждении дополнительного образования детей” в соответствии с опытом и практикой их работы.

Пройденный за последние пять лет путь развития системы дополнительного образования детей, опыт работы, приобретенный как органами управления образованием, так и образовательными учреждениями в условиях нестабильности, энтузиазм и оптимизм, свойственные кадрам системы дополнительного образования - все это внушает надежду на безусловную достижимость поставленных целей и задач. Переживаемый кризис экономики и финансирования образования существенно замедлил, но не остановил процесс преобразований, не загасил огня творческого педагогического поиска, гражданской заботы о детях, осваивающих этот мир, его достижения и ценности.

Однако, сложная социально-экономическая ситуация в стране, отсутствие стабильного финансирования, его хронический дефицит и другие факторы создали ряд проблем, от решения которых зависят не только перспективы развития учреждений дополнительного образования, но и их функционирования и выживания.

Особую тревогу у Министерства образования вызывают действия муниципальных и региональных властей по механическому объединению учреждений дополнительного образования разных видов. Часто   это бездоказательно объясняется оптимизацией сети, необходимостью устранения дубляжа, сокращения административного аппарата. Решения, как правило, принимаются без изучения спроса на образовательные услуги, учета места и роли образовательного учреждения в системе муниципального или регионального образования. Понадобилось несколько десятков лет, чтобы в областях, краях и республиках появились учреждения областного, краевого и республиканского значения, оберегающие и развивающие различные виды внешкольного образования (туризм, спорт, биология и др.) во всех типах образовательных учреждений, профессионально решающие кадровые, содержательные, организационные и другие вопросы. Сегодня же одним росчерком пера в ряде регионов без должного на то основания детские учреждения вновь подвергаются объединению, реорганизации или попросту ликвидации. При этом переподчиняются основные фонды, увольняются кадры, распускается контингент обучающихся. Да, субъекты Российской Федерации получили сегодня огромные права. Однако, хотелось бы, чтобы вместе с данными правами возросла и ответственность за судьбу детей, а значит - и за судьбу страны. Недаром в народе говорят: "ломать - не строить". Разрушать всегда проще, чем созидать.

Сеть государственных (региональных) учреждений дополнительного образования - охраняющая и развивающая сила региональной системы дополнительного образования детей. Ее ликвидация равносильна ампутации головы. На кого ляжет ответственность за разработку и экспертизу нового содержания, программы, планов? Кто профессионально аттестует образовательный процесс? Кто будет работать с кадрами конкретного вида образовательной деятельности? Вопросы, вопросы и вопросы... Завтра они могут остаться без ответов. А с образовавшейся "дыры" начнется процесс "загнивания" и вымывания целой образовательной системы, конкретного вида деятельности учащихся, педагогических кадров - энтузиастов своего дела, на которых и держится дополнительное образование детей.

Управленческое решение, как и действие врача, должно исповедовать один незыблемый принцип - не навреди! А вреда нанесено детству, прямо или косвенно, уже слишком много, чтобы не замечать потерь или молчать о них. Исчезла сеть детских кинотеатров, приказали долго жить детские сектора Дворцов, Домов культуры и клубов, на треть сократилась сеть детских учреждения профсоюзов, прекратили свое существование детские учреждения других общественных организаций, потеряны сотни загородных оздоровительных детских лагерей и подростковых клубов по месту жительства... Только одно это должно заставить организаторов образования, педагогов и общественность встать на защиту каждого образовательного учреждения, (тем более обеспечивающего цивилизованный детский досуг, развитие детей), над которым нависла угроза закрытия.

 

Нормативно-правовые проблемы

  • В старой и новой редакциях   Закона Российской Федерации "Об образовании" не преодолена правовая двусмысленность статуса, дополнительного образования детей, не гарантируется его бесплатность, а значит и общедоступность. Отсутствует разделение понятий      "дополнительная образовательная услуга", осуществляемая за плату и "дополнительное образование детей", как целенаправленный образовательный процесс в интересах развития личности ребенка и многое другое. Несовершенство закона позволяет проявляться и углубляться субъективизму, который зачастую негативно сказывается на системе дополнительного образования детей, способствует ее разрушению.
  • Федеральные массовые мероприятия с учащимися (многоэтапные фестивали, слеты, конкурсы, олимпиады), которые характеризуют уровень того или иного документа (диплома, грамоты), свидетельствующего о достижениях учащегося в определенной деятельности. Данный документ должен предоставлять льготы учащимся при поступлении в профильные вузы.
  • Необходимо предоставить детским спортивным школам льготы на аренду спортивных сооружений.
  • Массовый детский туризм и экскурсионная работа с учащимися испытывают серьезные трудности из-за дороговизны тарифов на проезд. Необходимы льготные тарифы для организованных групповых экскурсионных поездок, проезда школьников к месту соревнований.
  • Необходимо установить льготные цены при посещении детьми культурно-просветительских учреждений (музеев, выставок, театров, кино, концертов и др.).

Преодоление указанных проблем предполагается через подготовку и принятие: Закона "О государственных гарантиях дополнительного образования детей"; Указа Президента Российской Федерации "О государственном протекционизме детскому техническому творчеству"; Постановления Правительства Российской Федерации "О развитии детского туризма в Российской Федерации".

 

Программно-методическое обеспечение

В системе дополнительного образования детей используются свыше 400 программ по всем образовательным областям. Из них только 70 созданы за последние годы с учетом современных требований. Обновление содержания дополнительного образования отстает от современных потребностей и требует создания единого учебного плана.

Преодоление этих проблем будет осуществляться  через разработку и внедрение базисного учебного плана дополнительного образования детей и моделей учебных программ (развивающих, интегрированных, исследовательских и др.); через проведение всероссийских конкурсов авторских программ.

 

Развитие сети учреждений дополнительного образования детей

Из года в год возрастает социально-педагогическая роль военно-патриотических клубов, центров, объединений юных десантников, парашютистов, пограничников, летчиков и космонавтов, моряков и речников, в которых занимаются свыше 200 тыс. подростков. Сделанный ими выбор не случаен. Их интерес к военному искусству, карьере военного, истории армии и флота, как правило, осознан. Многие из этих подростков не мыслят свою будущую жизнь, профессиональную карьеру вне армии, флота, пограничных войск. В современных условиях очевидно, что 410 клубов, центров и других объединений, способствующих  военно-патриотическому воспитанию и самоопределению детей, для России явно недостаточно. На наш взгляд, таких учреждений дополнительного образования детей в перспективе должно быть значительно больше. Они могут стать серьезной социально-педагогической основой для формирования профессиональной армии.

Решение проблемы предполагается через подготовку совместно с Минобороны, Госкоммолодежи, ФПС, МВД, МЧС, РОСТО постановления Правительства Российской Федерации "О развитии детских и подростковых оборонно-технических и военно-патриотических клубов и объединений в Российской Федерации". Организацию курсовой переподготовки демобилизованных и уволенных в запас военнослужащих для работы в учреждениях дополнительного образования детей.

 

Информационное обеспечение

В современных условиях информационное обеспечение системы дополнительного образования детей стало одной  из актуальных проблем. Дороговизна, географическая разобщенность, сокращение числа и тиражей специальных изданий обострили проблему.

В целях преодоления информационного голода, повышения уровня информационной оперативности предусматривается:

  • создание компьютерной базы данных о системе дополнительного образования детей в Российской Федерации;
  • содействие созданию компьютерной сети для информационной поддержки учреждений дополнительного образования детей;
  • с конца 1996 года начал издаваться информационно-методический профессиональный журнал "Внешкольник" (для системы дополнительного образования детей).

 

 

Переход на новый хозяйственный механизм

Центральная проблема, сдерживающая развитие системы дополнительного образования детей - сокращение из года в год бюджетного финансирования, В последние годы учреждения дополнительного образования получили на свою деятельность от 42 до 86 процентов от минимально необходимого.

В то же время органы управления образованием, особенно на муниципальном уровне не создают условия для обретения учреждениями дополнительного образования опыта самостоятельности,  освоения  других  источников финансирования.

На сегодня 12,8% учреждений дополнительного образования детей (в том числе все восемь федеральных учреждений) работают в новых условиях хозяйствования, что на 200 учреждений больше, чем 3 года назад. Вместе с тем, считаем, что данный процесс развивается очень медленно по двум причинам: из-за нежелания местных органов управления образованием отпускать учреждения на новые условия хозяйствования и из-за отсутствия необходимости у сельских учреждений данного типа работать в новых условиях ввиду малочисленности их коллективов.

Вместе с тем, практика показала важность и перспективу перехода на новый хозяйственный механизм для социально-экономического развития учреждений. Дифференцированная социальная политика, привлечение средств из других источников, взносы обеспеченных родителей позволяют качественно улучшить содержание деятельности учреждений.

Наблюдается тенденция    притеснения, опосредованного подавления центральными   бухгалтериями   тех   учреждений,   которые   добились самостоятельности. Такая политика недальновидна и в случае затяжного экономического кризиса может поставить учреждения дополнительного образования, не научившиеся жить в новых экономических условиях, на грань вымирания. Пятилетний опыт хозяйственной самостоятельности целого ряда учреждений убеждает в том, что вместе с экономической свободой они осваивают опыт педагогической свободы.

Между учредителями и учреждениями дополнительного образования детей не развиваются предусмотренные Законом Российской Федерации "0б образовании" договорные отношения. Договор должен стать в ближайшие годы правовым инструментом регулирования правовых, хозяйственных и финансовых отношений между органами управления образованием и образовательными учреждениями. Именно в договорах должны быть отрегулированы вопросы объема выполняемых учреждением работ за средства бюджета и других источников финансирования, вопросы платности и бесплатности образовательной деятельности, осуществляемых данным образовательным учреждением.

Проблема платности в системе дополнительного образования должна быть решена между учреждением и учредителем. Сегодня частично или полностью оплачивают дополнительное образование своих детей около 3% родителей. Опосредованно участвуют в оплате образовательного процесса более 50 % родителей (так как родители вынуждены сегодня покупать средства обучения - комплектующие к моделям, костюмы, спортивное и туристское снаряжение и т.д.). Стоимость дополнительного образования неуклонно возрастает, а бюджетные ассигнования сокращаются. Груз тяжести перекладывается на плечи родителей. Доступность дополнительного образования для детей ограничивается, таким образом, по материальным основаниям. Этот процесс нельзя пускать на самотек, обрекать на саморегулирование, которое граничит с саморазрушением. В учреждениях уже сегодня должна проводиться дифференцированная социальная политика.

Важно и экономику учреждения дополнительного образования выводить на качественно другой уровень. Нонсенс, если директор учреждения, его заместитель или руководители структурных подразделений не могут назвать стоимость образовательной программы, затраты на одного обучающегося. Не умеющий сегодня считать деньги администратор, не разбирающийся в вопросах рентабельности, экономического и гражданского права - это серьезная угроза учреждению и его коллективу, системе образования в целом. Вот почему проблемы экономического и правого образования руководителей учреждений дополнительного образования должны разрешаться в первую очередь. Им необходимо посвятить   муниципальные методические занятия и региональные курсы повышения квалификации. Эти вопросы будут в центре внимания и федеральных образовательных структур.

Новости
ХІІ Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні адбудуцца ў красавіку ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі 21.12.2015

Нацыянальная бібліятэка Беларусі запрашае прыняць удзел у ХІІ Міжнародных кнігазнаўчых чытаннях «Кніжная культура Беларусі: погляд праз стагоддзі». Дадзеная канферэнцыя адбудзецца 7–8 красавіка 2016 года ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі (Мінск, пр. Незалежнасці, 116).

Подробнее...

График проведения и программа ЦТ в 2016 году 26.02.2016

В 2016 году РИКЗ наконец пошел на встречу абитуриентам и сделал им сразу несколько подарков, которые раньше никогда не делал: демонстрационные тесты, решения РТ, график ЦТ, спецификация к будущим тестам – все это доступно абитуриентам этого года.

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба