Меню
Как правильно выбрать тему научной работы

Как правильно выбрать тему научной работы, диссертации

 

Выбор темы для диссертации имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему - это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в избранной области знания, предыдущий «задел» в научном исследовании, сдачу экзаменов кандидатского минимума, наличие своих творческих идей, опыт выступлений в научных кружках или на научных конференциях, знание иностранных языков и т.п.

Многие научные руководители - видные ученые предлагают для исследования конкретные темы с «переднего края» науки и техники. Аспиранту (или начинающему научному работнику), занятому поиском актуальной и научно значимой темы, необходимо прислушиваться к их советам.

Ниже даются рекомендации тем, кто самостоятельно решил определиться с научной проблемой и выбрать себе тему диссертационного исследования.

Тема исследования должна быть диссертабельной, т.е. обладать актуальностью в научном и прикладном значениях, научной новизной и практической значимостью. Поэтому аспирант должен еще на стадии подготовки вступительного реферата тщательно, на высоком уровне проработать вопросы, связанные с выбранным объектом исследования (предметной областью).

Для объекта исследования подбирается индекс универсальной десятичной классификации (УДК). Предмет исследования можно определить как новое научное знание и как инструмент получения этого знания в объекте исследования.

Исследования, выполненные на примерах отдельных» отраслей, объединений и предприятий, должны содержать обоснованные выводы и положения, имеющие существенное научное и практическое значение для народного хозяйства в целом.

Для соискателей ученой степени в области экономических наук определяющим фактором является наличие исследований экономических процессов, разработка новых методов решения экономических и социальных задач, экономическое обоснование и исследование эффективности организационно-технических и инженерных решений и т.п. Здесь важно, чтобы полученные результаты соответствовали новейшим достижениям экономической мысли, реалиям и тенденциям социально-экономического развития, давали новые методы и механизмы решения экономических проблем и др.

Для соискателей ученой степени в области технических наук определяющим фактором является наличие материального объекта исследования в виде материала (вещества), изделия, системы (комплекса) или какого-либо свойства (свойств) этого объекта. Поэтому полученные результаты должны отражать новые конструктивно-технологические решения; методы исследования, анализа и испытаний;

способы управления в технологических и эрготических системах и т.п. В целом необходима постановка и решение технических и/или социально-экономических задач с использованием инженерной методологии.

Для всех работ необходим определенный математический аппарат, включающий различные математические и информационно-логические модели, способы их построения и эффективного приложения, в том числе с использованием компьютерных технологий.

При выборе темы кандидатской диссертации целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

 

Тему диссертации желательно связывать с новыми перспективными направлениями научных исследований.

Укажем на некоторые приемы, которые могут помочь соискателю ученой степени самому выбрать тему диссертации:

  • ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях различных фундаментальных наук. На стыке наук часто выявляются новые важные открытия. Иногда эти пограничные области знания называют «белыми пятнами» среди изученных явлений;
  • разработка новых методов исследования, принципов конструирования машин, технологических приемов применительно к конкретной области народного хозяйства или области знания. Методические исследования могут служить основой диссертационных работ, если проводятся на достаточно высоком теоретическом уровне, экономически и технически хорошо обоснованы и имеют прикладное значение;
  • пересмотр старых открытий при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных факторов, выявленных автором. В истории науки и техники есть немало замечательных примеров, когда пересмотр старых научных достижений под новым углом зрения давал исключительные результаты.

Одним из перспективных направлений науки является техническое оснащение научной деятельности. Автоматизация наблюдений и экспериментальной деятельности, обработки получаемых результатов широкое использование различного рода электронной, вычислительной и аудиовизуальной техники для моделирования и анализа изучаемых процессов и явлений, резко повышающие производительность и эффективность труда ученого, были и всегда остаются актуальными темами научного исследования.

Если работа связана с обобщением накопленного научного материала в виде описания новых явлений, процессов или эмпирических данных, то диссертация в этом случае носит конвергентный (собирательный) характер.

Если в диссертации показана возможность успешного использования методов, способов, инструментов исследования одной отрасли науки в другой, позволивших получить новые интересные результаты, то она носит дивергентный (распространительный) характер.

Наиболее сложными и ответственными являются диссертации инновационного типа, в которых разрабатываются новые научные проблемы, возникающие в виде конфликтных ситуаций на границе научного знания при острой практической потребности в решении проблемы. При их выполнении исследователю приходится сталкиваться с вопросами, ответы на которые отсутствуют в литературных источниках, а практика, в лучшем случае, пока лишь накапливает опыт и также не позволяет прояснить все возникающие проблемы.

Диссертация может быть посвящена более детальной проработке известного явления или процесса с использованием всего арсенала научных методов исследования и получением интересных научных результатов. В зависимости от характера и степени сложности решаемой научной задачи в работе могут преобладать теоретические или эмпирические методы исследования. Данного типа кандидатские диссертации - вполне закономерное явление, поскольку такие работы позволяют взглянуть на известные факты в новом аспекте, что проще дастся молодым исследователям, существенно поднять уровень знаний как специалиста и, наконец, проверить свою состоятельность как ученого

В кандидатской диссертации могут быть предложены новые Методики расчета технических систем или протекания физических процессов, обоснованные на использовании не применявшихся ранее математических и вычислительных методов, позволяющих упростить решение либо снять некоторые допущения. Последнее, как правило, приводит к новым результатам, новому видению явления, новым решениям.

Название диссертации является краткой и точной формулировкой темы. Тема, являясь ядром диссертации, обычно не меняется на протяжении всей работы, тогда как название может постоянно уточняться вплоть до даты представления ее в диссертационный совет.

Стремление определить в названии диссертации задачу шире, чем она есть по существу работы, ничем не оправдано и дает повод экспертному совету ВАК сделать заключение об отсутствии должного решения определенной в наименовании задачи с нежелательными последствиями для диссертанта. Кроме того, в темах, сформулированных широко, соискателю трудно определиться. Напротив, в темах, сформулированных узко, трудно получить результаты и выводы, обладающие существенными признаками.

Поиск наименования работы очень важен и, как правило, вызывает много замечаний со стороны всех возможных оппонентов. Наименования, в которых содержатся слова «проблемы», «исследование», «изучение» и т.п., из-за своей неопределенности конечного результата, расплывчатости плохо подходят. Неизвестно, в какой степени разрешены проблемы или чем закончилось изучение, исследование. Рекомендуется производить выбор наименования .диссертации в аспекте классификационного признака диссертационной работы, определяющего характер результатов диссертации.

 

В наименовании темы обычно присутствует:

  • «угол исследования», его направленность (повышение эффективности, совершенствование структуры, оптимизация, снижение затрат и т.д.);
  • объект исследования (устройство, способ, явление, процесс, область знаний, классифицируемые УДК);
  • предмет исследования (способ действия, инструмент, модель, метод исследования, методология, концепция изучения или построения).
Новости
График проведения и программа ЦТ в 2016 году 26.02.2016

В 2016 году РИКЗ наконец пошел на встречу абитуриентам и сделал им сразу несколько подарков, которые раньше никогда не делал: демонстрационные тесты, решения РТ, график ЦТ, спецификация к будущим тестам – все это доступно абитуриентам этого года.

Подробнее...

ХІІ Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні адбудуцца ў красавіку ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі 21.12.2015

Нацыянальная бібліятэка Беларусі запрашае прыняць удзел у ХІІ Міжнародных кнігазнаўчых чытаннях «Кніжная культура Беларусі: погляд праз стагоддзі». Дадзеная канферэнцыя адбудзецца 7–8 красавіка 2016 года ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі (Мінск, пр. Незалежнасці, 116).

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба