Меню
Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная политика государства

 

1. Суть, цели и задачи денежно-кредитной политики

Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:

  1. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
  2. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки.
  3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.

Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США, на нее ориентируются промышленно развитые страны при формировании своей кредитной системы. Тем не менее, каждая страна имеет свои особенности.

В свою очередь, кредитные системы развивающихся стран в целом развиты слабо. В большинстве этих стран, в том числе в Беларуси, существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков.

Не подлежит сомнению тот факт, что государство должно активно вмешиваться в экономику для проведения своей социально-экономической политики, а так же замещения рыночного механизма там, где он дает сбой. Существует два основных способа: 

  1. прямое административное вмешательство (установка цен, рационирование товаров), 
  2. косвенное экономическое регулирование (выработка и осуществление государством денежно-кредитной политики).

Нормальное функционирование экономики невозможно без денег. Переходя от одного экономического субъекта к другому, деньги способствуют движению товара, и облегчают расчеты.

Движение денег обслуживающее реализацию товаров, а так же платежи и расчеты в национальной экономике называется денежным обращением.

Форма организации денежного обращения в стране, закрепленная законодательством, образует денежную систему. Государство определяет следующие элементы денежной системы: 

  • национальную денежную единицу, 
  • масштаб цен, 
  • виды денежных знаков имеющих законное хождение, 
  • порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие из обращения), 
  • формы безналичного платежного оборота.

Денежный рынок - это одна из разновидностей товарного рынка, часть рынка ссудных капиталов.

Агентами денежного рынка являются в основном банки, а так же другие финансово-кредитные институты, как и на любом другом рынке, на денежном рынке основными элементами механизма его функционирования является спрос и предложение.

Спрос на деньги это общее количество денег, которое домохозяйства, предприятия и государство желают иметь в данный момент.

Денежное предложение это денежная масса в обращении. Предложение денег обеспечивается центральным банком, который выпускает в обращение банкноты, кроме того деньги создают и коммерческие банки, предоставляя кредиты предприятиям и населению.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.

Среди экономистов ведутся споры, обусловленные наличием двух различных подходов: кейнсианской теории и монетаризма. Рассмотрим эти теории подробнее.

 

Кейнсианская теория денег.

Джон Мейнард Кейнс и его последователи полагали, что рыночная структура экономики обладает внутренними «пороками»,  что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для  предотвращения кризисов  и  обеспечения  стабильности,  должно проводить жесткую фискальную и денежную политику, как более действенную особенно в период кризиса. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП,  причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как, изменяя процентную ставку, есть возможность изменять инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

Основополагающим кейнсианским уравнением является:

ВНП = С + I + G + NX

где: С  -  потребительские  расходы  населения,   I   - инвестиции, G  -  государственные расходы на покупку товаров и услуг,  NX - чистый экспорт.

По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том,  что деньги нужны не только для заключения сделок,  но и для владения ими в качестве активов. «Движутся» только деньги «для сделок», деньги - активы не участвуют в обороте.  Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.

Расширение денежного предложения понизит процентную ставку. Коль скоро  теперь становится менее накладно иметь деньги в качестве активов,  население будет держать больше денежных активов с нулевой  скоростью обращения.  Поэтому общая скорость денежного обращения падает.

Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке  процента  и  обратно пропорционально предложению денег.  Если это так,  то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.

Кейнсианцы также считают, что при попытке снижения темпов инфляции, посредством уменьшения денежного предложения может произойти  уменьшение спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию. 

Главным инструментом воздействия на экономику представители данной научной школы считают государственные расходы, увеличивая которые можно стимулировать рост ВВП. Соответственно, приверженцы данной точки зрения считают, что большую роль в регулировании экономики отыгрывает бюджетно-налоговая, а не денежно-кредитная политика. 

 

Монетаристский подход.

На 70-е  годы  приходится  кризис кейнсианства.  Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист.

Монетаристы считают,  что рыночная экономика является  внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.

Монетаризм делает упор на деньгах. Представители этой школы считают, что связь между ВНП и денежной массой  более  прочная,  нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И. Фишера:

МV = PY

где: M - денежная масса,  V - скорость денежного обращения,  Р - индекс цен,  Y  -  количество  товаров. Ведь  если  учесть,  что  ВНП = PY, и предположить, что скорость обращения денег стабильна (или ее изменения предсказуемы),  то  ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.

Денежно-кредитная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: 

  • политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; 
  • изменения резервов воздействуют на предложение денег; 
  • изменение денежного предложения меняет процентную ставку; 
  • изменение процентной ставки воздействует на инвестиции, и уровень цен.

В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Однако хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики  базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания устойчивого роста государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

 

2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: 

  1. квотирование отдельных видов операций, 
  2. введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, 
  3. ограничение на открытие филиалов и отделений, 
  4. определение процентных ставок, 
  5. лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами, и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных для исполнения и устанавливаемых в виде норматива.  Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например, в США: Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль над финансовыми посредниками, практически не использует административных методов.

В большинстве стран в целях управления и регулирования государство ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования. Об этих типах будет сказано ниже.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от его реализации.

Основными инструментами денежно-кредитной политики или средствами, при помощи которых государство достигает поставленных целей, являются:

  • операции на открытом рынке,
  • изменение резервной нормы,
  • изменение учетной ставки,
  • управление наличной денежной массой, эмиссия денег,
  • валютное регулирование.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, тем, что они обладают необык-новенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

Учетная дисконтная политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины 19 века. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалось в конце XIX начале XX веков. В 30-40-х годах прошлого столетия центральные банки проводили рекомендованную Дж. М. Кейнсом политику “дешевых денег”, т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 г. по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, В США с 1937 г. по 1948 г. - 1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х годов во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах, а именно от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.

Центральные банки, как правило, проводят учетную политику посредством установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений). 

Политику переучетных операций как метод монетарного регулирования Центральный банк осуществляет либо путем установления ставки редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их переучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование при помощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении величины, видов, сроков и других условий предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой метод).

При проведении государственной учетной политики Центральный банк также использует не только экономические инструменты (изменение уровня официальных ставок), но и административные - прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи (разницы между средними процентны¬ми ставками по активным и пассивным операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам.

Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита в большинстве случаев не превышает полугода. Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.

К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного кредита могут быть приняты лишь самые надежные ценные бумаги. Сюда входят государственные облигации и некоторые виды обязательств клиентов по отношению к своим банкам, список которых утверждается органами Центрального банка.

Среди инструментов монетарного регулирования в странах с развитой смешанной экономикой учетная ставка является вторым по значению инструментом после операций на открытом рынке. А в некоторых странах именно учетная политика является основной составляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют операции на открытом рынке и учетная политика, формируя единую стратегию и тактику монетарного регулирования.

В случае, когда Центральный банк пытается сократить денежное предложение путем продаж государственных облигаций на открытом рынке, при неизменной официальной процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а не усиливать последние. Механизм учета в этом случае играет роль своеобразного предохранительного клапана. Поэтому необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении монетарного регулирования.

При продаже государственных облигаций на открытом рынке в целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку. При реализации экспансионистской расширительной политики денежные власти понижают процент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность операций на открытом рынке.

Пересмотр резервных требований как метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу. Впервые этот метод применили в США в 1933 году. 

Увеличение резервной нормы приводит к росту необходимых резервов, которые должны держать депозитные институты в качестве покрытия. При этом возможны два варианта: либо банки второго уровня понизят избыточные резервы (когда резервная норма увеличивается незначительно), либо им придется прибегать к чрезвычайным мерам (если резервные требования увеличиваются намного). Во втором случае банкам придется сокращать объем своих чековых депозитов и одновременно увеличивать резервы, Для сокращения своих текущих счетов банки примут решение приблизить сроки погашения уже выданных ссуд (если, конечно, такая возможность предусмотрена условиями договора), а также будут продавать ценные бумаги на открытом рынке. Покупатели используют транзакционные депозиты, чтобы расплатиться с коммерческими банками. В результате всех этих действий сократится денежная масса в экономике. Очевидно, что уменьшение резервных требований приведет к росту способности системы коммерческих банков к кредитованию, что, в конечном счете, приведет к увеличению денежного агрегата. Хотя изменение резервных требований - чрезвычайно мощный инструмент воздействия на денежно-кредитную систему, в мировой практике он применяется нечасто. Дело в том, что даже незначительное изменение резервной нормы приводит к колоссальному изменению объема денежной массы. 

Есть и еще причины. Резервы для банков представляют собой активы, не приносящие процента. Пересмотр резервных требований существенно влияет на рентабельность банков второго уровня, прибыльность банковского дела. Значительное изменение обязательных для выполнения норм может привести к серьезнейшему финансовому кризису, который, безусловно, самым пагубным образом отразится на состоянии всего народного хозяйства. А частый пересмотр резервных требований может просто привести к хаосу: сокрытию банками своих сделок, резким колебаниям денежной массы, и, как следствие, глобальному экономическому кризису.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцировано в зависимости от видов депозитов. Помимо этого, Центральные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зависимости от срока деятельности банка, величины его активов, региона, где банк осуществляет основную массу своих операций и обладает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные компоненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее структуру. Одним словом при использовании данного инструмента, также как и в предыдущих случаях, помимо косвенных методов применяются и административные.

Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.

Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики стало применяться центральными банками с 30-х годов ХХ века как реакция на «бегство капиталов» в условиях рыночного кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источники его покрытия, экономическая и политическая ситуация и многое другое. В некоторых конкретных условиях реальный валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в тоже время найти компромисс между интересами национальных представителей бизнеса. Так в некотором занижении курса валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором же завышении курса национальной валюты, в свою очередь, заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.

Имеются также следующие инструменты, с помощью которых центральные банки проводят различные операции на открытом рынке для регулирования ликвидности банков:

  1. Кредит овернайт (англ. Overnight - на ночь) сверхкраткосрочный кредит, используемый на рынке межбанковских кредитов, выдаваемый либо получаемый, в основном, на одну ночь, либо сроком на сутки или же на выходные - с вечера пятницы до утра понедельника. 
  2. Сделки СВОП - соглашение между двумя сторонами по обмену наличных (оборотных) средств на определенный период времени. 
  3. Овердрафтом (англ. overdraft — перерасход) называют кредитование банком расчётного счёта клиента для оплаты им расчётных документов при недостаточности или отсутствии на расчётном счёте клиента-заемщика денежных средств. В этом случае банк списывает средства со счета клиента в полном объеме, то есть автоматически предоставляет клиенту кредит на сумму, превышающую остаток средств. 
  4. Сделка РЕПО (от англ. repurchase agreement, repo) — сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Иначе говоря, соглашение РЕПО условно может рассматриваться как краткосрочный заем под залог ценных бумаг (хотя юридически РЕПО оформляется как покупка и продажа, а не заём), чаще всего краткосрочных долговых бумаг денежного рынка.

 

3. Виды денежно-кредитной политики

Как уже указывалось выше, есть два основных типа денежно-кредитной политики, как не сложно предположить один из этих типов предполагает политику на как можно более медленное расширение, или даже на сокращение денежной массы, вторая – соответственно на увеличение предложения денег. Они называются соответственно политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). Рассмотрим их подробнее.

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процента.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инстру¬ментов или их разнообразных сочетаний: 

  • лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), 
  • установление размеров вознаграждения коммерческих банков при про¬ведении различных финансово-кредитных операций, 
  • регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, 
  • установление кредитных потолков.

Рассмотрим теперь механизмы реализации основных типов денежно-кредитной политики в некоторых гипотетических, но конкретных ситуациях. 

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со спадом производства. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно уменьшить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Иначе говоря, нужно применять политику дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Существует ряд негативных моментов применения различных видов денежно-кредитной политики, о которых стоит упомянуть. Так, например, политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

 

4. Национальный банк Республики Беларусь - орган государственного управления денежно-кредитной политикой

В Республике Беларусь, как и в других странах, существует центральный банк, который ответственен за проведение денежно-кредитной политики. В Беларуси центральный банк официально называется: Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ).

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь – составная часть единой государственной экономической политики.

Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь, подотчетен Президенту Республики Беларусь, но независим в выборе своей политики, методов и инструментов в рамках задач согласованных с президентом и правительством, и закрепленных в правовых актах.

Все цели и функции НБРБ закреплены в Банковском Кодексе Республики Беларусь и Уставе НБРБ. Основной задачей НБРБ является:

Через реализацию соответствующей денежно-кредитной политики обеспечить экономическую стабильность в виде стабильности цен, полной занятости и экономического роста.

Эта глобальная задача НБРБ выражается в его конкретных целях:

  1. Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; 
  2. Развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  3. Обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Республики Беларусь.

Для реализации целей стоящих перед НБРБ он наделяется рядом полномочий и обязанностей, выраженных в его функциях:

  1. Разработка Основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечение проведения единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами. В рамках выполнения этой функции НБРБ совместно с правительством ежегодно разрабатывает нормативный документ, в котором оговариваются основные направления ДКП на будущий год. Этот документ предоставляется на подпись Президенту Республики Беларусь.
  2. Осуществление эмиссии денег. НБРБ обладает монопольным правом на эмиссию денег. Эмиссия денег является одним из основных инструментов ДКП, и напрямую влияет на такие показатели как инфляция и валютный курс.
  3. Регулирование денежного обращения. НБРБ осуществляет эту функцию различными доступными ему инструментами, например: изменяя ставку рефинансирования, норму обязательных резервов, осуществляя эмиссию денег, осуществляя операции с ценными бумагами на открытом рынке и т. д.
  4. Регулирование кредитных отношений. Эту функцию НБРБ выполняет посредством таких инструментов как: изменение ставки рефинансирования, предоставление льгот или особых требований к отдельным банкам, предоставление льгот или дополнительных требований к отдельным видам заемщиков и многих других административных и рыночных инструментов.
  5. Организация функционирования платежной системы Республики Беларусь. В рамках выполнения этой функции НБРБ осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней, посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь. Национальный банк определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение.
  6. Выполнение роли кредитора последней инстанции для коммерческих банков, осуществление их рефинансирования. Изменение условий рефинансирования является основным рычагом ДКП. Этот инструмент влияет на объем денежной массы в экономике, валютный курс, инфляцию, ВВП и другие показатели. Основной задачей любого центрального банка, и НБРБ в частности, является своевременное определение и установление ставки рефинансирования наиболее точно отвечающей потребностям экономики в соответствии с глобальными макроэкономическими условиями и задачами.
  7. Осуществление валютного регулирования. НБРБ является одним из органов валютного регулирования. Помимо НБРБ в принятии нормативных правовых актов о валютном регулировании и в осуществлении такого регулирования принимают участие Президент Республики Беларусь, Министерства и исполнительные органы власти. Однако в силу специфики своей деятельности НБРБ является основным органом валютного регулирования.
  8. Организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством. Хотя НБРБ является не единственным органом валютного контроля (кроме него есть еще, например, таможенные органы), он является основным таким органом. В его функции также входит контроль над осуществлением должного валютного контроля со стороны коммерческих банков страны.
  9. Выполнение функции центрального депозитария (хранилища и учетчика) государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.
  10. Осуществление выпуска (эмиссии) ценных бумаг Национального банка. Посредством этого инструмента НБРБ имеет возможность изъять излишнюю денежную массу из оборота.
  11. Выполнение функции финансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультация их по этим вопросам. Иначе говоря, НБРБ является банком обслуживающим правительство и Республику Беларусь как субъект финансовых отношений.
    1. Организация расчетного и (или) кассового обслуживания Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков. Также НБРБ всесторонне регулирует и контролирует деятельность коммерческих банков страны посредством выполнения следующих функций:
  12. 12. Регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
    1. Осуществление государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществление лицензирования банковской деятельности; 
    2. Регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проведение надзора за ней; 
    3. Установление правил и порядка осуществления банковских операций; 
    4. Выдача согласия на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами;
    5. Установление для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требование по осуществлению ими внутреннего контроля; 
    6. Согласование выпуска ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством; 
    7. Установление для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка; 
    8. Осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разработка и утверждение методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; 
    9. Установление для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядка составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством;
    10. Разработка национальных стандартов финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществление методологического руководства ведения в них бухгалтерского учета и отчетности.

Все эти рычаги воздействия на банковскую систему являются административными. Через эти механизмы НБРБ осуществляет опосредованное достижение основной своей цели (устойчивый рост экономики при минимальной инфляции и безработице), т.к. устойчивое и надежное функционирование банковской системы является обязательным условием плодотворного функционирования экономики в целом. С другой стороны, наоборот, кризис банковской системы может повлечь за собой кризис во всей стране в целом. В связи с этим НБРБ: 

  • Осуществляет постоянный контроль над различными финансовыми показателями банков (на основе документов и инспекций);
  • Устанавливает нормативы для финансовых показателей банков;
  • Накладывает санкции на те банки, которые не выполняют нормативы (их финансовые показатели не укладываются в допустимые пределы);
  • Предоставляет различные дополнительные возможности для банков по преодолению кризисных явлений;
  • Ликвидирует банки, которые своим неустойчивым финансовым положением могут нарушить функционирование банковской системы.
  1. Организация составления платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и участие в его разработке. Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом издании Руководства по платежному балансу (МВФ, Вашингтон, 1993 г.), других изданиях МВФ методологического характера.
  2. По согласованию с Президентом Республики Беларусь создание золотовалютных резервов и управление ими в пределах своей компетенции. Размер золотовалютных резервов имеет важное макроэкономическое значение, во многом он определяет курс национальной валюты, а, следовательно, условия международной торговли. Кроме того, из средств этого резерва может осуществляться финансирование крупных государственных проектов по перестройке экономики и др. На Национальный банк возложен также ряд функций по осуществлению торговли, хранения, транспортировки драгоценных металлов и других ценностей.
  3. Осуществление операций с драгоценными металлами.
    1. Формирование золотого запаса Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществление оперативного управления им в пределах своей компетенции; 
    2. Установление цены покупки-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций; 
    3. Установление порядка открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условий открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами; 
    4. Установление совместно с Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов порядка ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций.
  4. Организация инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей. Также на НБРБ возложен ряд других функций связанных со спецификой его работы, как на государственный орган наиболее подходящий для выполнения этих функций:
  5. Осуществление контроля над обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях; 
  6. Анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикация соответствующих статистических данных и материалов анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка; 
  7. Заключение соглашений с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств; 
  8. Осуществление методологического регулирования применения информационных технологий в банковской деятельности; 
  9. Разработка стандартов и организация сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий; 
  10. Осуществление депозитарной деятельности в порядке, определенном законодательством; 
  11. Формирование кредитных историй на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и предоставление кредитных отчетов пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй. Однако основной функцией НБРБ является высококвалифицированное использование всех имеющихся в его распоряжении инструментов для достижения устойчивого роста экономики при обеспечении минимальных темпов инфляции и безработицы. Эта функция отражена в нормативных документах как:
  12. Осуществление операций, необходимых для выполнения основных целей деятельности Национального банка.

Также Банковским кодексом или другими нормативными правовыми актами на НБРБ могут возлагаться дополнительные функции.

 

5. Надзорные меры Национального банка Республики Беларусь

Обеспечение устойчивости банков начинается с анализа банковской системы. В силу многогранности понятия «устойчивость» для ее количественной оценки требуется множество поддающихся наблюдению и измерению переменных. При этом необходимо системное видение ситуации, основанное на использовании комплекса аналитических инструментов, что послужило предпосылкой для разработки Национальным банком Республики Беларусь системы анализа устойчивости банковского сектора, состоящей из пяти ключевых элементов, каждому из которых соответствует собственный набор процедур и методов: 

  1. мониторинг текущей ситуации; 
  2. анализ тенденций; 
  3. анализ сценариев; 
  4. стресс-тестирование; 
  5. системы раннего предупреждения.

Организационная составляющая. Координация работы в Национальном банке Республике Беларусь по формированию и развитию системы анализа устойчивости банковского сектора осуществляется специальной комиссией, в которую входят представители заинтересованных подразделений банка. Непосредственно созданием и совершенствованием системы анализа устойчивости банковского сектора в Национальном банке Республики Беларусь занимается аналитическое подразделение в Главном управлении банковского надзора. По результатам работы формируются аналитические материалы, которые регулярно направляются руководству Национального банка Республики и в обобщенном виде включаются в отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора. Следует отметить, что недавно выпущено первое аналитическое обозрение «Финансовая стабильность в Республике Беларусь», которое по своему содержанию является аналогом широко распространенных в практике центральных банков отчетов о финансовой стабильности.

Мониторинг текущей ситуации. Основной целью использования данного компонента является сбор, систематизация и предварительный анализ информации, отражающей результаты деятельности банковского сектора в текущих макроэкономических условиях и ситуацию на финансовых рынках. Соответственно требуется «оптимальный» перечень показателей (например, перечень показателей финансовой устойчивости, рекомендованных Международным валютным фондом), позволяющий всесторонне исследовать состояние банковского и других важнейших секторов экономики, общеэкономические условия в стране и за рубежом, изменение которых может привести к возникновению и развитию нестабильности в банковском секторе.

Анализ тенденций. Данный элемент позволяет выявить закономерности в динамике исследуемых показателей, логически дополняя результаты, полученные в ходе мониторинга текущей ситуации.

Анализ сценариев является одним из ключевых инструментов анализа и оценки устойчивости банковского сектора, результаты которых дают наиболее полное представление о взаимосвязях и степени взаимодействия между различными секторами экономики. Раскрытие и анализ причинно-следственных связей позволяет не только оценить последовательность развития событий в случае изменения ситуации в одном из секторов экономики, но и при наличии соответствующих математических и статистических моделей получить оценку величины вторичных потрясений, произошедших вслед за возникновением первичного «шока» в одном из секторов экономики.

Стресс-тестирование. Целью использования данного элемента является анализ и оценка способности банковского сектора противостоять «исключительным, но вероятным» дестабилизирующим воздействиям. При этом под «исключительными, но вероятными» воздействиями обычно понимаются чрезвычайные события, вероятность наступления которых невелика, однако они могут вызвать очень серьезные потрясения на рынке и привести к существенным потерям у банков.

Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь внедрил отдельные элементы системы раннего предупреждения о наступлении системных банковских кризисов. В частности, построены эконометрические модели для оценки вероятности наступления системного банковского кризиса с использованием панельных данных, основанных на международной статистике. В качестве рабочих определений системного банковского кризиса для построения первой из указанных моделей принято снижение объема привлеченных банками средств физических и юридических лиц за год или их последовательное уменьшение в течение нескольких лет на величину, превышающую заданное значение. Во второй модели кризисом считается такое же снижение привлеченных средств, или снижение капитала банков в течение года на заданную величину, или полное исчезновение капитала банков. Хотя приведенные определения не охватывают гипотетически возможные кризисные ситуации и для условий белорусского банковского сектора также должны анализироваться другие проблемные ситуации.

В Беларуси продолжается формирование системы консолидированного надзора за деятельностью банков. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 января 2007 г. №15 была утверждена Инструкция о порядке осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе, которая установила требования к организации системы внутреннего контроля над рисками банковской группы и банковского холдинга на консолидированной основе.

Для повышения эффективности оценки банковским надзором систем управления рисками в банках разработаны Рекомендации о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков.

Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь продолжил работу по адаптации рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору по управлению отдельными видами рисков и доведению их до сведения банков. В частности, в банки направлены письма об использовании в работе принципов управления операционным риском, о совершенствовании управления кредитным и процентным рисками. Проведение данных мероприятий позволяет банкам в случае принятия перечисленных в письме организационно-методологических подходов создать соответствующую каждому из них систему управления кредитным, процентным (как торгового, так и банковского портфеля), операционным рисками с учетом масштаба, характера деятельности банка и специфики присущих ему рисков, что позволит сформировать информационную базу данных и приступить к построению собственной внутренней системы оценки контрагентов на основании разработанных систем внутренних рейтингов.

Национальный банк Республики Беларусь планирует принять ряд мер по совершенствованию системы требований по формированию специальных резервов на покрытие возможных убытков, в том числе по портфелям однородных кредитов, а также предоставить банкам право использовать внутренние оценки риска в качестве входных данных в рамках использования стандартизированного подхода к оценке операционного риска для расчета нормативного капитала.

Кроме того, в республике прорабатывается вопрос об автоматизации управления рисками банковской деятельности. Разработана соответствующая концепция, которая определяет возможность использования централизованной модели внедрения и развития автоматизации систем управления рисками в банках на основе раздельного доступа банков к программно-техническому комплексу, создаваемому одним из дочерних предприятий Национального банка. Предполагается, что данная модель будет содействовать ускорению формирования банками современных и эффективных систем управления рисками, снижению соответствующих затрат для банков и повышению эффективности банковского надзора. Однако необходимо отметить, что данный проект пока неоднозначно воспринимается банковским сообществом Беларуси и консультации по этому вопросу продолжаются.

Среди мероприятий ненадзорного характера, направленных на совершенствование защиты интересов вкладчиков и повышение устойчивости банковского сектора, следует отметить проводимую органами государственного управления работу по улучшению системы гарантирования возврата вкладов. Закон «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц», принятый недавно Парламентом Республики Беларусь, предусматривает конкретные меры по возмещению населению банковских вкладов, его принятие позволит укрепить доверие вкладчиков к банкам [13].

 

6. Валютное регулирование Национального банка Республики Беларусь

Валютное регулирование – деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. 

Операции с участием физических лиц по купле-продаже и обмену наличной иностранной валюты и платежных (денежных) документов в иностранной валюте (далее – иностранная валюта) проводятся только в осуществляющих валютные операции обменных пунктах (кассах) уполномоченных банков и иных субъектов хозяйствования при наличии у них соответствующей лицензии Национального банка.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь, осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере 30 процентов от суммы выручки в иностранной валюте, поступающей на их счета в банках Республики Беларусь, а также в банках за пределами Республики Беларусь [29].

Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся:

  1. валютные интервенции;
  2. дисконтная политика;
  3. протекционистские меры.

Важнейшим инструментом валютной политики государства являются валютные интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а, следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

  1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
  2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;
  3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп увеличения денежной массы и др.

Национальный банк республики Беларусь, как и все центральные банки, располагает золотовалютными резервами, часть из которых представляет собой иностранную валюту, и имеет возможность использовать метод валютных интервенции для поддержания курса в некотором устойчивом положении. Однако Центральный банк не может позволить иссякнуть всему резерву, поэтому этот метод может применяться в очень ограниченном масштабе.

Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается. В Беларуси в данный момент поддерживаются высокие ставки процента, в том числе и в иностранной валюте, что должно стимулировать приток капитала. Так как банкам выгодно брать кредиты за границей, по низким процентным ставкам, и вкладывать их внутри страны под высокие проценты. И даже если не принимать во внимание поведение банков, то высокие ставки сами по себе привлекают капитал кому бы он не принадлежал. Соответственно, приток капитала это, в основном, приток иностранной валюты в страну, что естественно влияет на курс внутренней валюты.

Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения – законодательное или административное запрещение или регламентация  операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие действия государства:

  • Валютная блокада,
  • Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты,
  • Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг,
  • Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

Помимо прочего на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. 

Кроме того, платежный баланс непосредственно влияет на величину валютного курса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, т.к. должники внутри страны продают ее, приобретая иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Размеры влияния платежного баланса на валютный курс определяются степенью открытости экономики страны. 

Национальный доход не является независимой составляющей, которая может изменяться сама по себе. Однако в целом те факторы, которые заставляют изменяться национальный доход, имеют большое воздействие на валютный курс. Так, увеличение предложения продуктов повышает курс валюты, а увеличение внутреннего спроса (на все товары, в том числе и иностранные) понижает ее курс. Следовательно, для поддержания курса национальной валюты необходимо стимулировать внутренний спрос на отечественные товары, который потянет за собой увеличение предложения этих товаров и внутри страны и за ее пределами, что и требуется. В этом направлении в Беларуси ведется активная идеологическая работа. Также внутри страны создаются более удобные условия для национальных производителей.

 

Наверх

Новости
Белорусы на международной олимпиаде по информатике завоевали серебряные и бронзовые медали 06.08.2015

В этом году Казахстан удостоился чести провести 27-ую международную олимпиаду по информатике. Состязание проводилось с 26 июля по 2 августа в г. Алматы в стенах Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. В ней приняли участие 322 конкурсанта из 84 стран.

Подробнее...

Начался прием заявок на "Конкурс инноваций в образовании 2016" 19.04.2016

К участию приглашаются индивидуальные разработчики и небольшие команды из 2-6 человек без каких-либо ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям. Если у Вас есть инновационные идеи для сферы образования - этот конкурс для Вас!

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба