Меню
Религиозная традиция как фактор конструирования идентичности

Религиозная традиция как фактор конструирования культурной идентичности

 

В теме «семиотика культуры» мы разобрались, что культура это язык, стремящийся к универсализации реальности. Несомненно, что в культуре многих народов огромное влияние имеют (или имели ранее, что, естественно, отзывается и в настоящем) религиозные взгляды и традиции. Соответственно, чем более схожи между собой религиозные традиции разных народов, тем ближе их культуры и тем идентичнее их запас образов и символов, доступных для употребления в мышлении. И, следовательно, эти народы мыслят более или менее одинаково, а значит и реальность воспринимают схожим образом.

Вообще, религия это — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

Проследим же теперь, каким образом общие посылы в различных религиях формируют схожесть культур соответствующих народов, которая впоследствии выливается в схожесть восприятия реальности. С другой стороны принципиальные различия в религиозных взглядах разных народов по тем же причинам формируют различное видение реальности, и даже некоторое недопонимание между народами. В рамках данной работы ограничимся рассмотрением только самых многочисленных по числу приверженцев религий.

Так, например, большинство жителей западной Европы и Америки считают себя либо католиками, либо протестантами. Протестантизм - одно из главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи и немощи всех людей и в Его воскресение из мёртвых). Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках. Католическое же вероучение базируется на Библии и на Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

  • догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище;
  • учение об индульгенциях;
  • широкое почитание Девы Марии;
  • почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых;
  • утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;

Как видим, различия между этими двумя религиями несущественны. Их также можно было бы не прослеживать ввиду того, что представители обоих религий перемешаны между собой географически и не относятся друг к друг предвзято по религиозному признаку. Несомненно, также и то, что все народы, исповедующие эти религии, формируют, так называемую, общую западную культуру. Различия между культурами отдельных народов базируются уже на неких географических и генетических факторах. Однако все эти народы очень схожим образом воспринимают реальность, отлично понимают друг друга и солидарны по многим общемировым вопросам.

Далее рассмотрим страны восточной и центральной Европы, в которых преобладает православие. Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ православия — Никео-Цареградский символ веры, утверждающий:

  • Спасение через исповедание веры «во единого Бога» (1-й член Символа).
  • Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
  • Исповедание Иисуса — Христом, Господом и Сыном Божиим (2‑й член Символа).
  • Боговоплощение (3‑й член Символа).
  • Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века» (5, 6, 7, 11, 12‑й члены Символа).
  • Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9‑й член Символа); 
  • Глава Церкви — Иисус Христос.

Как видим, различия с предыдущими двумя религиями уже более существенны, и как результат культура православных народов уже далеко не так идентична культуре западной. На современном этапе, конечно, эти культуры сближаются, точнее культура православная приближается к западной. Однако все же есть нюансы, которые отличают мироощущение представителей этих культур. В основном они касаются отношения к труду (православные, скажем, более склонны халтурить и это принимается в народе за норму), к частной собственности (для представителей западной культуры это понятие фактически означает полную неприкосновенность), к применению силы (православные более склонны к этому шагу), к элементарной культуре (западные люди более воспитаны), к сексуальным меньшинствам (православные крайне нетерпимы) и так далее.

Но еще большие отличия мы встречаем, когда переходим к рассмотрению народов принадлежащих к другой Авраамической религии – Исламу. Мы не будем разделять для себя различные исламские течения (сунниты, шииты) хотя и они не идентичны друг другу. Мы лишь проследим общее отличие этой религии от Христианских религий.

Ислам — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» (законам Бога), «принятие» (учения пророка Мухаммеда). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами. С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, которую провозвещали все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана. С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним посланником в среде пророков является Мухаммед, принесший человечеству ислам в очищенном и первозданном виде.

Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман). Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:

  • Вера в Аллаха — Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
  • Вера в Ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
  • Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены.
  • Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.
  • Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).
  • Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.

Также принципиально отличается и исполнение религиозного культа. Как видим сходство между исламом и христианством все-таки еще есть. Грубо говоря, мусульмане верят в того же Бога, ад и рай, основные моральные принципы исповедуемые исламом также, конечно, те же. Но дальше уже только отличия, и основная книга, и основной пророк и все элементы культа. И, соответственно, сражу в мусульманской среде вырастает совсем иная культура, которая и по своим внешним (искусство, литература, архитектура)  и по внутренним признакам сильно отличается от христианской. Так, например, у мусульман гораздо более строгое отношение к семье, они не принимают произошедшей в Европе сексуальной революции, мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и остальные наркотики. Запрещены азартные игры. В связи с этим между представителями христианской и исламской культур часто возникает недопонимание способное привести к конфликту. Так, например, западный человек может легко оскорбить мусульманина обычным для себя поведение, мусульманские традиции также непонятны западному человеку, они ему кажутся слишком строгими, иногда даже могут подвергаться насмешкам. Мусульмане в связи с этим иногда бывают очень радикально настроены по отношению к европейцам. Но многие из этих различий кроются также и в исторических, географических и генетических причинах. Многое во взаимной вражде обусловлено исторической памятью, тем, что на протяжении веков христианская Европа воевала с мусульманской Азией.

Однако при таких различиях, сохраняется и сходство пропорциональное сходству религий. В обоих, религиях мы видим единство Бога, ад и рай и примерно одинаковые условия попадания туда. Конечно, это обуславливает то, что и у христиан и у мусульман как бы общий философский жизненный фундамент, схожее отношение к добру и злу, к жизни и смерти, к детям и родителям и т. д.

Теперь если обратиться к восточным (Индийским) не Авраамическим религиям, мы найдем отличие от предыдущих не только в отношении к бытовым вещам, к различным социальным явлениям, в искусстве, литературе и прочем но и в общей жизненной философии в отношении к смыслу жизни и сущности смерти. Индийские религии это - религии, возникшие на Индийском субконтиненте. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К индийским религиям относятся:

  • Индуизм
  • Джайнизм
  • Буддизм
  • Сикхизм

Для примера приведем принципы на которых строится самая многочисленная их этих религий – Индуизм. Хотя невозможно сформулировать безупречное определение индуизма и общую для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма:

  • Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства.
  • Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.
  • Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.
  • Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти сансары.
  • Йога в различных её направлениях.

Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную. Собственно говоря, это, наверное, единственное, что роднит эту и другие восточные религии с остальными крупными религиями мира. Естественно это обуславливает значительное отличие культуры и жизненной философии восточных народов от остальных культур. Эти отличия столь значительны, что мне их трудно даже охватить мыслью. 

Здесь можно только сказать, что при всех отличиях в философии, культе и прочем люди и здесь пришли примерно к схожим моральным принципам которые видимо все-таки универсальны, кроме того и здесь как и во всех религиях люди верят во что-то. Что непознаваемо выше их. И это роднит всех людей, позволяет им чувствовать себя частью чего-то целого, частью – человечества.

Таким образом, мы показали что общность (различие) религиозных взглядов формируют общность (различие) культур и восприятия реальности, а значит, убедились, что религиозная традиция выступает в роли конструирующего фактора культурной идентичности.

 

Наверх

Новости
Министерство образования Беларуси утвердило нижние пороговые значения отметок ЦТ в 2016 году 18.03.2016

Постановлением Министерства образования № 11 от 3 марта 2016 года были утверждены пороговые (минимальные) значения отметок по результатам централизованного тестирования в 2016 году, которые еще будут приниматься при поступлении в учреждения высшего образования.

Подробнее...

Белорусы на международной олимпиаде по информатике завоевали серебряные и бронзовые медали 06.08.2015

В этом году Казахстан удостоился чести провести 27-ую международную олимпиаду по информатике. Состязание проводилось с 26 июля по 2 августа в г. Алматы в стенах Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. В ней приняли участие 322 конкурсанта из 84 стран.

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба