Меню
Основные идеи Ф. Ницше

Основные идеи Ф. Ницше

 

Результаты работы Ницше, несомненно, впечатляют. Созданная им идея о сверхчеловеке и воле к власти как основного отличительного признака живых существ весьма оригинальна. Несомненно, также и то, что большинство людей во времена издания его работ были неудовлетворенны ни своим материальным, ни общественным положением. Однако они следовали общепринятым нормам морали и потому вели себя в общественном смысле «хорошо» (т. е. законно). Читая тексты Ницше, многие из них могли почувствовать себя в гораздо более привлекательном положении, могли почувствовать себя сверхчеловеком. Для этого им было достаточно лишь присмотреться повнимательнее к себе и почувствовать: «А, да, точно, я же действительно просто соблюдаю законы потому, что боюсь наказания, но вообще-то я очень эгоистичен и хочу власти, а значит я человек в самом лучшем смысле, я – сверхчеловек!». Это конечно способствовало бурному росту популярности Ф. Ницше, а вместе с ней в массах вживалась новая философия того, что эгоизм это хорошо и что заботиться нужно только о себе.

Параллельно Ницше развил философию оправдания политических революций. Он говорит, что вся мораль, которой мы сейчас пользуемся, навязана нам аристократией прошлого и настоящего – нашими угнетателями. Надо построить свою противоположную мораль, чтобы самим занять их место. Все это объясняется, конечно, очень убедительно, и я не в состоянии, естественно, дискутировать заочно с Ницше, но единственное что мне приходит на ум когда я читаю про навязанную угнетателями мораль, так это то, что в основном мораль, как мне кажется, берет свои истоки из религий, а религиозные пророки всех религий, построившие религиозную мораль, были явно не угнетателями, а скорее угнетаемыми (конечно не всегда угнетаемыми, но точно не угнетателями). Ну и мое чисто субъективное восприятие воспитанных во мне лично моральных принципов абсолютно универсально. Т. е. я не представляю, чтобы с точки зрения моих угнетателей эти принципы были выгодны, а с моей проигрышны, и я не представляю никаких возможных изменений для этих принципов, так чтобы они остались моральными.

Я хочу сказать, что если мне когда-нибудь придется убить моего политического противника для блага народа, или моего угнетателя для блага моего же, то я никогда не стану отождествлять это самое благо народа или мое и то, что убийство это вдруг стало «хорошо». Однако Ницше ли сам, или его революционные последователи, с помощью его учения смогли как-то оправдать и убийство политических оппонентов и многих других людей и прочие поступки изначально аморальные. И даже нацистская Германия как-то умудрилась с помощью его учения охарактеризовать свои цели как моральные.

Кроме того, ницшианская теория сверхчеловека как жаждущего власти (в понимании жажды к власти как учета только своих нужд) индивидуума еще крепче укоренила эгоизм в людях и без того эгоистичных.

Одним словом я полагаю мораль весьма универсальной. Однако даже если предположить что мораль навязана аристократами рабам в сугубо меркантильных целях то, я не нахожу ни одного исторического примера когда бы ницшианская теория восстания масс сработала в чистом виде, т. е. так, чтобы массы перевернули мораль, восстали, победили и так и остались массой с новой моралью. Разве что краткосрочные примеры, когда город или завод ненадолго выходил из под контроля властей и управлялся какими-то совершенно не продуктивными, медленными, внутренне противоречивыми органами власти типа всеобщего собрания. Ну на каком всеобщем собрании может быть принято адекватное решение например о защите своего суверенитета силой, кто же это проголосует за то чтобы его отправили воевать. 

В большинстве же случаев революционный напор, перевороты и прочее были плодом деятельности некоего количества людей с необузданной как раз таки волей к власти, несдерживаемых никакой моралью, ни старой ни новой. Которые во время переворота навязывали массам свою мораль вместо той, что навязывали им предыдущие угнетатели (т. е. массы едва ли когда пользовались собственной моралью). А по завершении переворота мораль новых угнетателей мало чем уже отличалось от морали старых.

Новости
Белорусы на международной олимпиаде по информатике завоевали серебряные и бронзовые медали 06.08.2015

В этом году Казахстан удостоился чести провести 27-ую международную олимпиаду по информатике. Состязание проводилось с 26 июля по 2 августа в г. Алматы в стенах Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. В ней приняли участие 322 конкурсанта из 84 стран.

Подробнее...

ХІІ Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні адбудуцца ў красавіку ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі 21.12.2015

Нацыянальная бібліятэка Беларусі запрашае прыняць удзел у ХІІ Міжнародных кнігазнаўчых чытаннях «Кніжная культура Беларусі: погляд праз стагоддзі». Дадзеная канферэнцыя адбудзецца 7–8 красавіка 2016 года ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі (Мінск, пр. Незалежнасці, 116).

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба