Меню
Некоторые вопросы культурологии

Некоторые вопросы культурологии

 

Автор в постмодернизме

Идея «смерти автора» как важнейшей метафоры постмодерна: заключается в том, чтобы автор был предельно деиндивидуализирован, чтобы его субъективное восприятие реальности и взгляд на вещи и вопросы был как можно менее заметен. Автор должен передавать некие факты или повествовать о чем либо так, чтобы читатель сам строил свои впечатления о предмете повествования. Лично мне эта идея очень нравится, мне никогда не нравилось читать тексты, пропитанные чьим-то сугубо субъективным мнением. Особенно это касается истории. Мне кажется такой способ передачи информации очень опасен еще и тем, что люди не обладающие должным критицизмом по отношению к прочитанному могут легко подпадать под чьё то влияние. А если этот кто-то гений и преследует недобросовестные цели?.. Также на доверии к субъективному мнению стоились многие научные и идеологические заблуждения приведшие естественно если и не к плачевным, то точно не к положительным результатам.

Я с радостью приветствую тенденцию постмодернизма заключающуюся в том, чтобы имя автора было фактически просто выражением того из какой области культуры этот текст и прав интеллектуальной собственности.

Также при таком обезличенном подходе очень важно, то, что теперь прочитав произведение Вы не обязаны понять то, что хотел сказать автор, да он может и ничего и не хотел сказать, теперь во время прочтения вы должны испытать ряд эмоций свойственных вашему восприятию реальности и, возможно, среди них найдутся те которые хотел бы, чтобы вы испытали автор. В этом случае получается, что читатель становится как бы соавтором того, что прочитает он сам лично. Так текст обретает собственную жизнь, вне авторской воли.

 

Визуальный поворот

Развитая Фуко идея о том, что для плодотворного существования и функционирования власти в экстренных случаях или в случаях, когда в сохранении власти у имеющих ее в данный момент людей заинтересованы только эти самые люди, необходимо создать у подчиненных уверенность в том что, либо за ними наблюдают, либо могут начать наблюдать в любой момент, при невозможности конкретно это проверить, несомненно, абсолютно верна. Кроме тех убедительных примеров с тюрьмой или карантином во время чумы, можно привести еще ряд примеров из истории которые безоговорочно подтверждают данную мысль. Самым ярким из них, конечно, является тоталитарная система, царившая в СССР. Так в пик Сталинских послевоенных репрессий, когда диктатура одного человека была, возможно, самой неограниченной с точки зрения полномочий и самой широкомасштабной с точки зрения количества подчиненных людей и народов, безоговорочное подчинение системе строилось на том, что все люди знали, что в любой момент любой из тех, кто находится рядом с ними, может оказаться человеком, следящим за ними в пользу государства.

Была затронута проблема собственного выбора человека и то чью жизнь он живет, собственную или навязанную ему имеющимися образами мышления и идеалами. Конечно, несомненно, то, что мы покупаем то что было произведено, слушаем музыку ту, которую крутят по радио и во многом делаем то, к чему привело нас развитие человечества и/или навязали могущественные люди. Однако я убежден, что человек находится в таком многообразии возможных альтернатив, начиная от всевозможных товаров заканчивая обществом которое он может выбрать, что в итоге человек из всего этого может выбрать такие товары, услуги и обстановку, что окажется именно в том психологическом состоянии в котором он и хотел бы быть. Я не рассматриваю здесь всевозможные коллизии и проблемы, которые могут возникнуть в жизни человека. Часто так случается, что человек даже имея то, что хотел вчера, опять несчастлив потому опять что-то хочет на завтра. Я говорю лишь о том, что из предложенного на данный момент спектра культурных ценностей человек всегда может выбрать, что будет соответствовать его психологической потребности в достаточной мере точно.

 

Гендерные отношения в культуре

Теория Ф. Энгельса о происхождении моногамной семьи достаточно правдоподобна и интересно читается. Конечно, логично предположить, что в первобытном обществе люди не часто знали кто их отец, и поэтому все имеющиеся блага передавались в наследство по женской линии. В дальнейшем данная мужчине физическая сила дала ему возможность сосредоточить в своих руках большинство средств труда и средств к существованию, естественно никому из мужчин не нравилось, что после смерти их «добро» отойдет к дочкам их матери, а не к их детям. Но кто они  эти их дети был вопрос. Так мужчинам пришлось обеспечить себе возможность знать кто именно их дети, т. е. им понадобилась пусть одна, но верная жена. Женщины же лишившись средств производства и продуктов труда были заинтересованы в том, чтобы мужчина и дальше шли к пониманию женщин как своей собственности, ведь о собственности нужно заботиться. Конечно, не обходилось без супружеской неверности как со стороны мужчин (чаще) так и со стороны женщин.

Однако выводы Энгельса о будущем, как и все выводы теории Маркса – Энгельса – Ленина, на мой взгляд, выглядят неубедительно, в них скорее за действительное и правдивое выдается желаемое. (Хотя конечно для такой критической оценки их творчества надо рассматривать наше постсоветское настоящее в качестве их будущего, что я подсознательно и делаю, однако же, можно предположить, что их пророческие предсказания еще сбудутся в нашем общем будущем. Я, однако, связываю эту возможность скорее с техническим развитием человечества, а не с политическими революциями и формами собственности над средствами производства).

В работе Мосса описано как по-разному разные народы пользуются своим телом, и том, как эти способы и привычки передаются из поколения в поколение. Тут мне кажется, существенную роль играют, кроме подражания, традиций, воспитания еще и просто гены. Удивительным для меня фактом в этой связи, оказалось то, что, как я недавно узнал, корейские женщины в XVI – XIX веках носили одежду со специальным вырезом для груди, и она постоянно была видна. Вот так вот, неприемлемые для одних народов вещи были практикой для других.

 

Культурно-историческая память

В работах подробно рассматриваются понятия «Раса», «Нация» «Этническая группа» как три способа назвать народ, и как слова, посредством которых выстраиваются необходимые политически корректные формулировки происходивших событий. Рассматривается суть исторической памяти человека. Ведь очевидно, что совершая некоторые поступки в настоящем человек, использует лишь опыт и знания полученные в прошлом, также он может использовать не собственный опыт прошлого а чей либо, т. е. историю. Конечно, в разные моменты времени сама история воспринимается по-разному. Это и понятно, ведь история как наука исследует объект, которого уже нет и, который невозможно воссоздать. И тут, на мой взгляд, встает такой земной и такой вечный вопрос – вопрос интерпретации произошедших исторических событий. Ведь не даром даже в предложенных нам фрагментах работ упоминается, что история это та наука где идут самые жаркие полемики и где они не прекращаются никогда именно потому, что люди не столько пытаются докопаться до истины, сколько навязать всем свою интерпретацию происходивших событий. Действительно, я спросил у своих друзей историков, в чем их задача, и они мне ответили: «В том чтобы правильно интерпретировать некие исторические события». К сожалению правильность этой интерпретации частенько определяется не логикой историка а мнением и нуждами политической власти. Я был бы рад, если бы в соответствии с настроениями постмодерна, новым подходом к сущности автора и в истории развилась тенденция изложения исключительно объективной информации. Я думаю, в нашем веке у большинства людей уже хватило бы образования дабы самим придать эмоциональную субъективную окраску объективной исторической реальности (которая при этом была бы интересна только читателю и только ему и известна), главное чтобы факты, предоставляемые нам на рассмотрение, содержали полную непредвзятую информацию без малейших утаек.

Новости
ХІІ Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні адбудуцца ў красавіку ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі 21.12.2015

Нацыянальная бібліятэка Беларусі запрашае прыняць удзел у ХІІ Міжнародных кнігазнаўчых чытаннях «Кніжная культура Беларусі: погляд праз стагоддзі». Дадзеная канферэнцыя адбудзецца 7–8 красавіка 2016 года ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі (Мінск, пр. Незалежнасці, 116).

Подробнее...

График проведения и программа ЦТ в 2016 году 26.02.2016

В 2016 году РИКЗ наконец пошел на встречу абитуриентам и сделал им сразу несколько подарков, которые раньше никогда не делал: демонстрационные тесты, решения РТ, график ЦТ, спецификация к будущим тестам – все это доступно абитуриентам этого года.

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба