Меню
Культура как экономический фактор

Культура как экономический фактор

 

Как мы выяснили в теме «семиотика культуры» культура и культурные ценности выступают как фактор универсализации реальности, универсальности восприятия мира и отношения к нему группы людей принадлежащих к одной культурной среде. Я бы хотел рассмотреть, как именно это влияние культуры сказывается на отношении людей к их хозяйственной деятельности, на отношении к труду, и таким образом рассмотреть культуру как экономический фактор способствующий развитию экономик высокоразвитых в культурном плане народов и, и наоборот тормозящий таковое развитие у недостаточно развитых народов.

Кроме того здесь же я затрону вопрос, поднятый нами в теме «визуальный поворот», о том что человеку навязывается многое из того что он потребляет, и в итоге он живет не совсем собственной жизнью. Я бы хотел показать, что так как культура является экономическим фактором, то зачастую производятся те товары и услуги, которые как раз и предназначены для потребления в данной конкретной культурной среде. Таким образом, если человек удачно вписывается в свое культурное окружение он не будет чувствовать психологического дискомфорта от недостатка товаров и услуг, а всегда найдет, то что удовлетворит его в должной мере.

До недавнего времени большинство экономистов игнорировали культуру в своих исследованиях, так как не могли четко определить само понятие «культура». Кроме того, особенно на современном этапе экономика все больше пытается использовать математические методы, а так как культура не может быть оценена какими-то цифра то она автоматически выпадает из рассмотрения. Однако многие ученые утверждают, что традиции и привычки, присущие отдельным народам, серьезно влияют на их хозяйственную деятельность.

Еще Адам Смит (основоположник классической экономической теории) считал, что культурные факторы гораздо более весомыми чем примитивное преследование личной выгоды. Карл Маркс же, правда, наоборот, перевернул представления о связи между культурой и экономикой, и утверждал, что именно экономические отношения обуславливают доминирующую культурную систему в обществе. Другой немецкий философ Макс Вебер считал религию (а мы приложим это мнение и к культуре в целом) одним из основных факторов развития капиталистического общества. В частности, протестантский реформизм проповедовал накопление богатства и благосостояния не только как преимущество, но и как долг каждого христианина, в конце концов, такой подход к хозяйственной деятельности обусловил то, что на современном этапе большинство жителей западной Европы и Америки воспринимают частную собственность как нечто, чуть ли не святое, и абсолютно неприкосновенное. 

Одной из первых экономических работ, рассматривающей культуру как независимый фактор, было исследование, проведенное известным американским ученым Эдвардом Бэнфилдом в 1958 году. Он доказывал, что низкие темпы развития тех или иных экономик могут быть объяснены культурными системами, сложившимися в различных странах, показал, что слабость экономики может объясняться местными культурными традициями. Далее, американский политолог Роберт Патнэм в 1993 году выдвинул гипотезу, согласно которой, чем более «альтруистично» общество, тем выше качество действующих в нем политических и государственных структур. Историк и экономист Дэвид Ландес доказал существование прямой зависимости между процветанием национальной экономики и такими качествами ее граждан как экономность и бережливость, трудолюбие, упорство, честность и терпимость. Такие качества, как ксенофобия, религиозная нетерпимость, коррупция гарантируют бедность широких масс населения и медленное развитие экономики. Итальянский экономист Гвидо Табеллини проанализировал уровень образования и качество политических институтов в 69-ти европейских регионах. Его вывод: объем ВВП и темпы экономического роста выше в тех регионах, где процветают взаимное доверие, вера в индивидуальную инициативу человека и уважение к закону. На мой взгляд работы всех этих ученых несут в себе так сказать доказательное, но не информационное зерно, т. е. связь, например, между коррумпированностью общества и его благосостоянием очевидна, однако общество нуждается в наглядном доказательстве этого факта, поиском этого доказательства и занимаются эти экономисты-социологи. Корень такой необходимости кроется, как мне кажется, в какой-то глубинной человеческой сути, которую можно определить примерно в следующем. Человек часто может делать что-то не очень хорошее, до тех пор, пока на него кто-нибудь не посмотрит так укоризненно, не покачает головой и не скажет: "Нехорошо, нехорошо...", и вот только после этого человек прекращает свое плохое поведение.

Упомянем также и о том, что уровень доверия людей друг к другу является важным фактором развития экономики. Фактор доверия особенно важен, когда в экономических сделках присутствует фактор неизвестности. Как правило, страны, которые больше доверяют другим государствам в экономических сделках, имеют более высокие уровни товарооборота, а также получают большие объемы прямых иностранных инвестиций. Различные группы населения по-разному относятся к различным экономическим реалиям, в том числе к экономности. Например, католики на 3,8% и протестанты на 2,7% чаще обучают своих детей бережливости, чем нерелигиозные люди. Для буддистов и индуистов этот показатель равен 7,2%, для иудеев — 6,4%. Доверие между людьми же в свою очередь строится на глубоких культурных традициях и общем философском жизненном фундаменте, который обычно общий для данной культурной группы.

В любой попытке учесть фактор культуры в экономическом исследовании возникает проблема выявления причинно-следственной связи между экономикой и культурой. Как мы выяснили, культура оказывает прямое воздействие на экономику, однако, в долгосрочной перспективе, именно экономическая система и производственные отношения формируют культуру самого общества. Тем не менее, культурные ценности не всегда меняются в соответствии с экономическим развитием. 

Связь меду культурой и экономической ситуацией можно легко наблюдать на практике если проследить то как постепенно переходя от более культурно развитого запада к менее развитой восточной Европе и малой Азии, и к еще менее развитой Африке мы видим постепенное пропорциональное падение уровня жизни и всех экономических показателей. Фактически для всех стран и народов выполняется установка: более культурно развитое общество значит более высокий уровень благосостояния.

Таким образом мы проследили связь между культурой и экономической ситуацией и доказали, что действительно, общие культурные ценности влияют на общность мировоззрения группы людей (мы показали это на частном примере отношения к труду). А значит, культура действительно выступает как фактор универсализации реальности. 

Кроме того, из такой связи можно заключить, что каждая нация посредством культуры формирует для себя именно такую экономическую действительность, в которой большинству ее представителей достаточно комфортно существовать. Т. е. большинство людей способно найти для себя в спектре товаров и услуг те, которые будут достаточно точно отвечать его потребностям (я не рассматриваю здесь финансовые возможности конкретного покупателя, а лишь соотношу потребность человека с имеющимися на рынке предложениями). Или, по крайней мере, если такого товара нет, то это значит что либо его уже используют другие люди, либо хотят произвести, но не могут, либо готовят к производству. И очень редко у людей может возникнуть потребность в том, что никогда не производилось и не продавалось и не планируется к производству. Конечно, это не означает, что люди живут полностью своей жизнью, спектр производимых благ накладывает, несомненно, некоторые рамки, но эти рамки достаточно широки, чтобы человек в них чувствовал себя как потребитель свободно.

Новости
ХІІ Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні адбудуцца ў красавіку ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі 21.12.2015

Нацыянальная бібліятэка Беларусі запрашае прыняць удзел у ХІІ Міжнародных кнігазнаўчых чытаннях «Кніжная культура Беларусі: погляд праз стагоддзі». Дадзеная канферэнцыя адбудзецца 7–8 красавіка 2016 года ў Нацыянальнай Бібліятэцы Беларусі (Мінск, пр. Незалежнасці, 116).

Подробнее...

Начался прием заявок на "Конкурс инноваций в образовании 2016" 19.04.2016

К участию приглашаются индивидуальные разработчики и небольшие команды из 2-6 человек без каких-либо ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям. Если у Вас есть инновационные идеи для сферы образования - этот конкурс для Вас!

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба