Меню
Исторические традиции Беларуси и проблемы развития

Исторические традиции Беларуси и проблемы экономического развития

 

Введение

В данной работе будут описаны основные вехи истории и традиции Беларуси, имеющие отношение к современной экономической ситуации, основные экономические проблемы с которыми сталкивается в настоящее время экономика Беларуси. Затем будет проанализирована связь между историческими событиями, традициями и современной экономической и социальной ситуацией в Республике, и в заключении будет сделан ряд выводов. Для этого будут использоваться основные принципы, выработанные в рамках институциональной экономики, а именно:

  • Будут рассматриваться целостно экономические, социальные и исторические факторы развития.
  • В рассуждениях будет использоваться индукционный метод.
  • Для описания явлений будут использоваться инструменты и методы различных наук.
  • Будет анализироваться не результат, а процесс.
  • Человек будет рассматриваться под воздействием институтов, к которым он принадлежит.
  • Информация будет рассматриваться как ресурс.

Актуальность данной темы диктуется тем, что на данный момент экономика страны находится в весьма затруднительном положении и необходимо срочно искать выход из такого положения. Причины, породившие этот кризис и другие неприятности в экономике, естественно лежат далеко не на поверхности, а таятся где-то глубоко в социальном, правовом, культурном и экономическом устройстве страны. И, конечно же, все ошибки в этих сферах уходят своими корням в прошлое нашей страны, в ее традиции, в мораль и идеалы ее жителей. Таким образом, анализ влияния основных исторических процессов происходивших в Беларуси и ее традиций может помочь решить современные проблемы.

 

1. История и традиции Беларуси

Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, свои национальные черты. Этнос Беларуси включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "Полещуки", в районе Пинских болот - "Пинчуки". В языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный.

Культура страны представляет собой хорошо сохранившийся набор обычаев и традиций, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "Талаки" и "Сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая обрядами связанных со свадьбой, рождением или смертью. Здесь есть множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством и с заготовкой леса.

Все эти обряды переплелись, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Очень богат и разнообразен песенный и устный фольклор.

Основной местного социума всегда была семья. Мужчина занимает здесь важнейшее место - "батька" для детей и "дзядька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка, мать и хранительница очага. Это отражается в быту - деревянные и металлические предметы обихода считаются "мужскими", тканые и плетеные - "женскими". Причем предпочтение отдается предметам из природных материалов.

Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.

Природа страны наложила отпечаток на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы, Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми, доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля.

В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка". В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение - по-русски, или наоборот.

Укажем теперь на некоторые основные отличия белорусов и их культуры от соседей. Например, белорусы трудолюбивее и честнее русских, менее склонны к применению насилия, воровству, к радикальным шагам. Белорусы не склонны на чем то настаивать, редко высказывают своё настойчивое требование, предпочитают терпеть, все ждут и надеются на лучшее, по этой же причине они и прослыли талерантными. Поляки же несколько трудолюбивее и порядочнее белорусов, очень заносчивы, религиозны, более настойчивы, кроме того их культура сильно отличается от восточнославянской в сторону запада. Самые же незначительные отличия наблюдаются у белорусов с украинцами. Но и их проследить есть возможность. Так украинцы хитрее, радикальнее, более склонны надеяться просто на удачу, а белорусы более скептичные, льстивые, недоверчивые и двуликие.

Культура белорусов также немного отличается от культуры соседей. Эти различия очевидны при сравнении Беларуси с Польшей и Прибалтикой. Менее они заметны для случаев России и Украины. В основном отличия с этими странами кроется в том, что на территории Беларуси большее распространение получило католичество. Почти во всех городах есть костелы выстроенные в соответствующем стиле отличном от православных храмов, кое-где сохранилась историческая застройка, когда дома строились вплотную один к одному, характерная для западной Европы и не свойственная для России и Украины. Кроме того различия в культуре обнаруживаются и в еде (у каждой из трех славянских стран есть национальные блюда, которые почти неизвестны у соседей), национальной одежде и прочем. 

Отметим также очень кратко основные исторические вехи страны, имеющие особое влияние на сегодняшние экономические реалии:

a. Первые политические объединения на территории Беларуси (VI – XIII вв.)

Славяне на территорию современной Беларуси начали проникать в первые века нашей эры. За несколько столетий они расселились по всему региону, постепенно ассимилировав балтские племена, проживавшие на этих землях. В VI-IX вв. у восточных славян  формируются первые политические объединения – союзы племен. К IX в. относится первое летописное упоминание про г. Полоцк и Полоцкое княжество, которое существовало на территории современной Витебской и северной части Минской области и господствовало в регионе до XIII в.

b. Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (XIII–XVI вв.)

Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ) было мощной державой, включавшей в себя земли современных Беларуси, Литвы, Киевской, Черниговской и Волынской областей Украины и запада России от Балтики до Черного моря.

Возвышение ВКЛ началось в правление князя Миндовга в XIII в. На протяжении нескольких столетий Великое княжество Литовское играло серьезную роль в европейской политике. Влияние ВКЛ начало ослабевать только после череды войн в XVI в.

В 1569 г. Великое княжество Литовское и Королевство Польское  подписали Люблинскую унию: на равных правах Княжество и Корона объединились в федеративное государство – Речь Посполитую. Началась новая эпоха в белорусской истории.

c. Речь Посполитая (1569–1795)

Это была особенно бурная эпоха в белорусской истории. Государство раздирали внутренние противоречия, оно постоянно было втянуто в войны, в том числе:

1654–1667 – война с Россией 

1700–1721 – Северная война (Швеция и Россия) 

В результате нескончаемых войн Речь Посполитая сильно ослабела и перестала существовать как самостоятельное государство. Ее территории в 1772, 1793 и 1795 годах были разделены между Россией, Австрией и Пруссией. 

В течение этого периода белорусский народ постоянно подвергался угнетению со стороны польской знати, которая сознательно пыталась ослабить влияние местных землевладельцев, пыталась сделать из Беларуси свой сырьевой придаток. Естественно такое положение дел не способствовало развитию предпринимательских традиций в стране.

В ходе упомянутых войн население Беларуси сокращалось вплоть до половины от довоенного уровня. При этом погибали наиболее активные, трудолюбивые и непокорные из Белорусов.

d. Российская империя (1772–1917)

В результате трех разделов Речи Посполитой белорусские земли вошли в состав Российской империи. На своих новых территориях российское  правительство начало активно проводить политику русификации. Снова происходили процессы замещения местной знати приезжим из России дворянством, что, опять-таки, не позволяло развиваться среди Белорусов духу предпринимательства.

В конце XVIII – начале XIX вв. на территории Беларуси произошло несколько серьезных конфликтов

1. восстание под предводительством Тадеуша Косцюшко (1794)

2. вторжение армии Наполеона (1812)

3. польское восстание (1830–1831 гг.)

4. национально-освободительное восстание под руководством Кастуся Калиновского (1863–1864 гг.)

Во время этих конфликтов, снова были уничтожены значительные массы людей, в число которых входил цвет белорусского общества, наиболее умные и свободомыслящие люди.

В 1906 г. в Российской империи началась Столыпинская аграрная реформа. Одним из мероприятий реформы стало массовое принудительное переселение крестьян (в 1906–1916 гг. более 335,4 тыс. человек) из Беларуси в Сибирь. Это были одни из самых «крепких» селян, которые в перспективе могли составить цвет белорусского бизнеса.

e. Первая мировая война (1914–1918)

1915–1916 гг. – на территории Беларуси происходили кровавые битвы между немецкими и русскими войсками. Естественно в рядах российской армии были и белорусы.

3 марта 1918 г. – подписан Брест-Литовский договор, который ознаменовал выход Советской России из Первой мировой войны. Оккупация Беларуси германскими войсками продолжалась до декабря 1918 г. 

f. Революция в России (1917–1919)

Март 1917 г. – революция в России заставила царя Николая II отречься от престола. 

Ноябрь 1917 г. – Октябрьская революция - власть в России переходит к большевикам.

март 1918 г. –  была провозглашена  Белорусская народная республика (БНР). Она просуществовала менее года до вывода немецких войск с территории Беларуси. Это было перспективное белорусское государство, которое могло бы к теперешнему моменту построить более совершенные экономические и социальные модели.

1 января 1919 г. – провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика.

g. Советский период

Русско-польская война (1919–1921)

1921 г. – подписан Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси отошли к Польше, на восточных территориях возродилась Белорусская Советская Социалистическая Республика.

1922 – Белорусская ССР вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

1921–1928 – в Беларуси, как и по всему Советскому Союзу, проводилась Новая экономическая политика (НЭП). 

1921–1939 гг. – польские власти в Западной Беларуси активно проводили политику полонизации. 

1932–1933 – голод, вызванный советской экономической политикой, и введение коллективного сельского хозяйства (колхозы).

1936–1940 – период сталинских репрессий. Более 86 000 белорусов пострадали от политических репрессий. Около 28 000 были расстреляны в урочище «Куропаты» под Минском. Это, как и ранее, были одни из самых талантливых белорусов.

h. Вторая мировая война и Великая Отечественная война (1939–1945 гг.)

17 сентября 1939 г. – Красная армия вошла в Западную Беларусь, в результате чего эти территории введены в состав БССР. 

Июнь 1941 г. – началась Великая Отечественная война. 

Сентябрь 1941 г. – Беларусь полностью оккупирована немецкой армией. Оккупанты начали устанавливать так называемый новый порядок, основанный на терроре. Теперь белорусы снова уничтожались.

1941–1943 – Холокост в Беларуси. Массовые убийства евреев немецкими войсками продолжались до окончания оккупации.

Конец 1941 г. – в Беларуси начинает разворачиваться партизанское движение, которое к 1944 г. становится самым массовым в Европе.

Конец июня – июль 1944 г. – в ходе операции «Багратион» территория Беларуси полностью освобождена Красной Армией от фашистских оккупантов. 3 июля освобожден Минск.

Февраль 1945 г. – по результатам Ялтинской конференции, на которой в числе прочих решался вопрос о территориях Польши, земли Западной Беларуси, за исключением Белостокской области, остались в составе БССР.

Май 1945 г. – закончилась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. 

В результате был убит каждый третий белорус. В этой войне истребление конечно в меньшей степени было направленно на наиболее талантливых людей, но на войне зачастую первым умирает самый смелый.

i. Новейшая история

1945 г. – Беларусь принята в состав членов – основателей Организации Объединенных наций (ООН).

1991 г. – прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик. Беларусь провозглашена независимым государством. За время вхождения в состав СССР белорусское население совершенно не приобретало никаких полезных в рыночной экономике навыков, скорее эти навыки наоборот деградировали. Кроме того, все народное хозяйство было построено на диаметрально противоположных принципах.

1994 г. – в Беларуси состоялись выборы первого в истории независимого государства Президента Республики Беларусь. Им избран Александр Григорьевич Лукашенко.

1997 г. – подписан договор о Союзе Республики Беларусь и Российской Федерации, в 1999 г. создано Союзное государство двух стран. 

Таким образом, Беларусь, обретя независимость, снова сориентировалась на отстающий восток. Более того в Беларуси, как ни в какой другой стране, сохранились и до сих пор советские методы в управлении.

 

2. Проблемы экономического развития Беларуси

С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободных рыночных отношений, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

К сожалению, процесс такого реформирования в Беларуси идет очень медленно, по большому счету большинство людей находящихся сегодня на высоких должностных постах еще советской выучки, и, естественно они не собираются отходить от привычных для них принципов управления, которое зачастую остается консервативным и не самым эффективным.

Есть и другие проблемы. Здесь будут рассмотрены скорее проблемы, относящиеся не столько к макроэкономическим показателям, сколько проблемы, кроящиеся в самой системе, людях, а также то, во что они вылились на данный момент.

Например, еще один пережиток советской эпохи: система менеджмента на преобладающих пока государственных предприятиях. Дело в том, что эта система основана не на поощрении и мотивации, а на запугивании и унижении подчиненных. При этом в структуре многих предприятий существуют целые прослойки людей, которые только этим и занимаются. То есть ругательства и упреки от самого высоко начальника постоянно спускаются на непосредственных исполнителей работы через целый ряд людей, в функции которых в основном и входит быть таким проводником.

Еще одна проблема, очень многие люди заняты дублированием функций друг друга, выполняют ненужную работу, либо выполняют целым коллективом работу, которую мог бы выполнить один человек. У этой причины много корней, во-первых, чрезвычайно сложная бухгалтерия на предприятии, во-вторых, советская привычка работать, только находясь в прямой видимости начальника. В-третьих, слабая координация действий и плохое управление, в-четвертых, низкое качество работы.

Зачастую даже старательные люди, попадая в такую среду, не хотят работать ответственно, потому что: во-первых, это не даст им серьезных преференций, во-вторых, результаты их труда могут быть присвоены всем коллективом либо начальником.

Все вышесказанное в меньшей степени касается частных предприятий. Однако для развития частного сектора в Беларуси есть ряд специфических препятствий, о которых нельзя не сказать.

Во-первых, это чрезвычайно сложная система налоговой отчетности и высокая итоговая ставка налога. Это приводит к необходимости даже на мелких предприятиях использовать труд одного или более квалифицированных бухгалтеров и снижает прибыль, а значит и мотивацию бизнесменов. Часто это приводит к тому, что бизнесмены ищут более легкие пути ведения дел за границей, или к тому, что они начинают использовать какие-то весьма замысловатые схемы, например, организовывая вместо одного юридического лица несколько.

Во-вторых, сильное давление со стороны властей наблюдается даже сейчас, несмотря на директиву №4, имеет место давление на местах: местные органы власти шантажируют бизнесменов, занимаясь вымогательством валюты, земли, недвижимости. Все это усилилось, хотя делается неявно.

В-третьих, финансовая нестабильность. Управлять бизнесом очень сложно, бизнесмены не могут контролировать взаимоотношения с кредиторами. Многие компании, привязавшиеся к белорусскому рублю, имеют суперприбыли по бухгалтерскому балансу, но при этом у них оборот снизился в 3 раза с учетом современного положения дел на валютном рынке.

В-четвертых, очень дорогой кредит, ведь на данный момент ставка рефинансирования Национального Банка достигла уже 34%, а это значит что реальная ставка по кредитам еще выше.

Еще один негативный момент: высокая степень бюрократизации хозяйственной деятельности в стране, предпринимателям приходится заниматься административной рутиной.

Переходя непосредственно к сегодняшней макроэкономической действительности, следующая проблема - падение потребительского спроса. Вот-вот потерпит крах часть промышленных и торговых предприятий, ориентированных на внутренний рынок. Это приведет к падению совокупного спроса. А после кризиса место национальных предприятий в промышленности займут иностранные и будут способствовать дальнейшему оттоку валюты за границу.

Сегодня многие предприятия частной перерабатывающей промышленности стоят не потому, что не имеют рынков сбыта, а по причине отсутствия сырья. Они не могут создавать новую добавленную стоимость на территории Беларуси и платить налоги, потому что все сырье и полуфабрикаты вывозятся за пределы страны, чтобы получить валюту. Но будут ли они развиваться потом? Вряд ли. Скорее всего, после кризиса их место займут иностранные предприятия. 

Еще один момент - ведение бизнеса в рамках стран Таможенного союза. Например, в Беларуси налог на добавленную стоимость составляет 20 процентов, в России - 18, а в Казахстане – 12, и его планируют снизить. Отчисления в фонд социальной защиты в Беларуси составляют 34 процента, в России - 26, в Казахстане - 11. Казахстан в рейтинге Doing Business-2012 находится на 47 месте. Таким образом, у бизнесменов из этих стран появляются преимущества перед белорусами.

К сожалению, сейчас многие бизнесмены уезжают за границу, вывозя с собой валюту и ту прибыль, которую они в дальнейшем заработают в Беларуси.

В будущем это может привести к тому, что Беларусь превратится в некоторую территорию с некоторым населением, где нет никакого развития и на которой можно реализовывать лишь то, что потребляется этим населением. А бизнес и все обслуживающие элементы - торговля, производство - будут внешними, то есть заграничными. 

Беларусь долгое время потребляла больше, чем производила, имела отрицательный торговый баланс. Этому способствовала также и политика властей, которые пытались заработать дополнительную лояльность населения перед ответственными моментами политической жизни страны. При этом выдаваемые стране кредиты, что называется «проедались» а не вкладывались в рентабельные инвестиционные проекты.

Это, в совокупности с технологической отсталостью, неудовлетворительным функционированием рыночного механизма, привело к теперешнему моменту к серьезному экономическому и валютному кризису, к очень высокой инфляции к падению производства, рынка торговых и финансовых услуг.

Но самая главная проблема белорусской экономики это, пожалуй, общая культура и атмосфера в деловых кругах. Дело в том, что в нашей стране бизнес и власть вступила в некий незаконный симбиоз. Эта связь наблюдается от самых верхних эшелонов власти и бизнеса до самых нижних, и заключается в том, что предпринимателю необходимо финансировать лично чиновников, чтобы иметь возможность вести свой бизнес. Таким образом, предприниматели платят за лояльность властей. Кроме того, большинство заказов поступающих от государственных органов частным предприятиям также должны оплачиваться бизнесменом. В свою очередь бизнесмены тоже не добросовестны, они готовы платить эти деньги за то, чтобы в свой бизнес, посредством использования подкупных чиновников, не пустить новых конкурентов, при этом сами предоставляют на рынок далеко не лучшие услуги. Та же картина и с государственными заказами, бизнесмен готов платить за то, чтобы и впредь все заказы поступали именно к нему.

Аналогичный механизм действует и сугубо среди бизнесменов, особенно в строительстве. Получение заказов от одних частных структур другими также полностью зависит от взяток и так называемых «откатов» выдаваемых в личном порядке сотрудниками исполнителя лично сотрудникам заказчика.

Таким образом, оказывается что, во-первых: знания, которые получил начинающий бизнесмен, например, в университете, оказываются почти бесполезными, реально дела ведутся в стране совершенно по другим принципам, которым нигде не обучат. Во-вторых, чтобы построить действительно успешное предприятие человек должен внедриться в эту систему (что само по себе сложно) и фактически перестать быть честным человеком. Это все обуславливает тот факт, что наиболее честные люди, которые могли бы организовать в стране бизнес по западным стандартам и приобрести всемирную известность, или хотя бы просто выйти на мировой рынок, не могут этого сделать в нашей стране.

Однако стоит отметить, что в Беларуси есть позитивная динамика в плане решения многих проблем связанных с ведением бизнеса. В рейтинге Международной финансовой корпорации и Всемирного банка Doing Business-2012 Беларусь расположилась на 69-м месте, и её место в этом рейтинге постепенно растет. 

В докладе "Ведение бизнеса-2012" приводится рейтинг 183 стран по ключевым аспектам нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности для национальных компаний. Рейтинг учитывает реформы, проведенные в странах в период с июня 2010 года по май 2011 года (исключение составляет налогообложение, где рассматривался целиком 2010-й год). 

За основу были взяты 10 индикаторов, из которых сформированы страновые рейтинги Doing Business-2012. У Беларуси сложились следующие позиции: Открытие бизнеса – 9-е место, Налогообложение – 156, Международная торговля – 152, Регистрация собственности – 4, Получение разрешений на строительство – 44, Кредитование – 98, Ликвидация предприятий – 82, Обеспечение исполнения контрактов – 14, Защита прав инвесторов – 79, Доступ к электроэнергии – 175. 

Можно отметить ряд факторов, которые улучшили условия ведения бизнеса в Беларуси. В частности, отмена требования получать разрешения местных властей при смене собственности большинства коммерческих зданий в Минске, а также усиление защиты прав миноритарных акционеров путем введения положения, требующего более широкого раскрытия корпоративной информации совету директоров и общественности. 

Самый очевидный прогресс связан с налогообложением. Беларусь по этому показателю долгое время занимала последнее 183-е место. Сейчас совершен скачок на 27 мест. И это притом что в расчет брались изменения, которые произошли лишь в 2010 году. Тогда, напомним, были отменены несколько налогов, в том числе налог с оборота и налог с продаж, упрощены ряд процедур налогового администрирования. С 82 до 18 сократилось количество платежей в год. На 100 часов до 654 часов снизились временные затраты по администрированию налогов. В итоге общий объем налогообложения стал 62,8% от прибыли. 

При этом авторы рейтинга выделили один отрицательный аспект в "Ведении бизнеса-2012" в Беларуси – усложнилось исполнение контрактов из-за внесенных в процессуальный кодекс изменений, установивших более длительные сроки разрешения коммерческих споров.

Стратегическая ошибка в том, что Беларусь пока проигрывает в плане страновой конкуренции. Мы живем в глобальном мире, для которого характерен свободный переток капитала, технологий, трудовых ресурсов. Если кто-то что-то заработал, он запросто может это вывезти. Если специалист захотел уехать – он может это сделать. Поэтому сейчас для Беларуси важно не только сделать свою экономическую ситуацию лучше, чем она есть на данный момент, но сделать ее лучше чем, по меньшей мере, у соседей.

 

3. Анализ влияния исторических традиций на проблемы развития

Подвергнув серьезной критике белорусскую экономическую действительность, теперь необходимо отследить причины этой ситуации. Для ответа на этот вопрос проанализируем, то, как история нашей страны и ее традиции могли предопределить сегодняшнее положение дел.

Дело в том что, если попытаться описать некий «Белорусский деловой институт» (вместо рыночного института), как набор неформальных правил, в рамках которых действует сегодня белорусский бизнес и власть, то окажется, что этот институт допускает использование ряда оппортунистических методов, взяток, лоббирования интересов, недобросовестного исполнения договорных обязательств и другого. Это проявляется в том, что, во-первых, многие бизнесмены позволяют себе такое поведение, во-вторых, все бизнесмены знают, что их деловые партнеры могут предпринять такие меры. При этом важно не то, что такие случаи бывают (они бывают во всех странах), а то, что наши бизнесмены относятся к ним как к должному. Они вполне сознательно закладывают в своих расчетах средства на взятки, на покрытие других убытков, и не пытаются каким-то активным образом этому противостоять, не пытаются изменить систему. При этом они и сами вовлекаются в эту игру и пытаются применить аналогичные методы к тем, к кому смогут.

К сожалению, актуальность рыночного института и института официальной государственной власти не высока, так как реально многие из правил этих институтов грубо нарушаются. Кроме того, как было показано выше, государственный институт в стране тоже далеко не идеален.

Что же могло привести к формированию такого делового и государственного институтов в стране? Почему наши бизнесмены и власть не смогли пока организовать в стране функционирование рыночного института с честными и добросовестными его участниками, и содействующим развитию экономики государственным институтом? Это очень важно, потому что действующий у нас сегодня деловой и государственный институты не в полной мере способствуют развитию свободной конкуренции, повышению качества товаров, и потому экономически, политически и социально страна слабо развивается.

Ответ на эти вопросы кроется во всем процессе исторического развития нашей страны.

Первый фактор, существенно повлиявший в целом на генетический фонд нашей страны, это постоянные разрушительные войны на территории страны. В особенности: северная война и Великая Отечественная война. Также, в том же направлении действовали и репрессии, которым подверглись белорусы в разные времена. Это и менее тяжкие переселения белорусских жителей в Сибирь в царские времена, и главное советские репрессии. Аналогичным результатом для белорусского генофонда оканчивались и многочисленные восстания. Были в истории нашей страны и другие страшные войны и угнетения, о которых сказано выше. 

К сожалению, результатом всех этих катаклизмов становилась не только численное уменьшение населения, но и качественное ухудшение его генофонда в целом. Это происходило потому что, обычно истреблялись наиболее талантливые, активные и потому опасные для оппонентов люди, а оставались в живых те, кто не был готов отстаивать свои жизненные интересы, или те, кто не мог этого делать в виду своих ограниченных способностей. Именно поэтому белорусы сейчас такие «памяркоуныя», тихие и не способны организованно и коллективно отстаивать свои интересы. 

Здесь стоит особо отметить такой исторический процесс как истребление советской властью, так называемых, «кулаков». Этот процесс был особенно губителен для белорусского генофонда, с точки зрения предпринимательства, так как уничтоженные люди были не только трудолюбивы и умны, но и обладали, как говорится, «предпринимательской жилкой».

К сожалению, именно такие пробелы в генофонде и не способствуют формированию хорошего бизнес климата в стране, так как именно гены тех, кто истреблялся на протяжении веков, были бы наиболее полезны при занятии предпринимательской деятельностью сейчас.

Второй процесс, который происходил со времен подписания Люблинской унии и до распада СССР, это постоянное замещение местных дворян или шляхты приезжими из метрополий. По очевидным причинам этот процесс не способствовал развитию предпринимательских способностей у населения страны.

Третий процесс окончательно выкристаллизовывался после вхождения Беларуси в состав Российской империи. Дело в том, что это была страна с абсолютной властью одного человека, а затем партии. И хотя царский и советский режимы были противоположностями, абсолютность власти их объединяла. Но главное другое – в условиях абсолютной власти одного человека, работники государственного аппарата, т.е. чиновники, получали ряд расширенных возможностей по использованию своего должностного положения в своих личных целях. За двести лет они выработали массу методов и схем по личному обогащению, и что еще хуже, все это происходило с молчаливого согласия народа, и при такой же молчаливой поддержке центральной власти (если бы у чиновников не было таких привилегий, то кто бы защищал интересы этой власти на местах?). Более того, многие люди и сами мечтали стать чиновниками и использовать те же методы. 

Этот двухсотлетний период развращения умов государственных деятелей и народа в целом настолько плотно ввел систему чиновничьего взяточничества в обиход, что для народа и власти уже и не видится других альтернатив функционирования государственного аппарата. Все относятся к этому факту как к должному и, кроме громких лозунгов с предвыборных трибун, мы не видим ничего, что было бы направлено против такого положения дел. Люди идут в чиновники, сразу зная, как будут зарабатывать свои деньги, человек, идущий к чиновнику по какому-либо специфическому вопросу, сразу берет с собой определенную сумму. Такое восприятие дел народом будет еще долго сказываться на бизнес климате в стране и на экономике в целом.

Кроме того, традиционно в России существовал очень большой и бюрократический государственный аппарат. Изначально возникновение такого большого аппарата было связано с тем, что русский народ постоянно пытался каким-то образом обмануть власть, что-то украсть и т.д., поэтому приходилось содержать большой штаб людей контролирующих поведение населения страны, а также придумывать различные схемы контроля, которые увеличивали бумажный оборот. За время вхождения Беларуси в состав России, эта форма ведения государственных дел была унаследована и Беларусью. Пока Беларусь не справилась с этой проблемой, и, к сожалению, так как решение этой проблемы связано с уменьшением количества чиновников, и зависит от них же, то сама проблема повисла в воздухе, и реальных шагов по ее решению в стране нет.

Сюда же необходимо отнести, привычку властей безоговорочно требовать (т.е. «давить») на субъекты хозяйствования. Это тоже наследие тех времен, когда власть государственного аппарата была не ограниченной.

Четвертый процесс начался после февральской революции 1917 года. Дело в том что, в советском союзе как известно была плановая экономика, эта экономика противопоставлялась рыночной. Соответственно, управляющие кадры привыкли работать по совершенно другим принципам, нежели им стоило бы использовать сейчас. А так как в Беларуси сохранился обширный государственный сектор в экономике то все эти советские менеджеры по-прежнему у руля своих предприятий, но сейчас в стране объявлен рынок. Попытки использовать старые методы, предназначенные для полностью другой экономической системы, сейчас, естественно, приводят не к самым лучшим результатам. Это касается и навыков советских менеджеров работы с персоналом, и отношения к товарно-сырьевым запасам, и отношения к вопросам сбыта продукции.

В рамках этого процесса можно также выделить один подпроцесс, а именно коллективизацию. Дело в том что, если бы в советском союзе оставались хотя бы фермерские хозяйства, по примеру НЭПа, то возможно сейчас бы существовало больше людей с предпринимательскими способностями. Но реально, именно коллективизация окончательно лишила народ любых возможностей для проявления предпринимательской инициативы.

Пятый процесс происходил в то же время. Этот процесс связан с тем, каким образом люди получали вознаграждение за свой труд в советские времена. А именно все получали примерно одинаковый доход, который слабо зависел от образования, должности и главное качества и количества выполненной работы. Конечно, существовала некая поощрительная система и система дополнительных привилегий, однако большинство людей устраивала ситуация при которой можно было прийти на рабочее место, некачественно выполнить немного работы, выслушать со спокойной душой пламенную речь начальства и уйти с зарплатой на 20% меньше чем у самого продуктивного, старательного и образованного работника. Таким образом, развратилось отношение народа к работе. Естественно такое отношение сохраняется и до сих пор. К счастью, в этом направлении наблюдаются позитивные сдвиги, так как на многих частных предприятиях, где зарплаты выше, они зависят от количества и качества работы.

Современная сложная система налоговой отчетности является, в какой-то мере наследником всех тех времен, когда Беларусь находилась под единоличной властью князей, королей, царей, партии. Дело в том, что для осуществления диктатуры этих режимов, помимо прочих условий, необходимо чтобы все люди, или хотя бы хозяйствующие субъекты и чиновники были у центральной власти, что называется, «на крючке». Сейчас наша власть продолжает использовать этот проверенный способ для удержания волнений в народе. Происходит это так, сложная система налогообложения и бухгалтерской отчетности приводит к тому, что у всех хозяйствующих субъектов хоть в чем-то будут нарушения. Всем это прощается до тех пор, пока владелец или директор этого предприятия не начинает переходить рамки лояльности к власти. Таким образом, никто не хочет рисковать своим имуществом и ведет себя правильно с точки зрения неписаных правил нашего неформального делового института.

Чиновники же оказываются на самом традиционном для истории крючке, во-первых, им как чиновникам предоставляются некоторые финансовые возможности, которые описаны выше, и уже потому они лояльны к власти, а во-вторых, согласно букве закона их всегда можно за использование этих финансовых возможностей привлечь к ответственности.

Конечно, нельзя так категорично обвинять во всех наших современных бедах страны соседей, завоевывавшие нас, войны, репрессии и различные экономические системы влиянию которых была подвержена наша страна. Дело в том, что все эти исторические события упали на очень благодатную почву славянского менталитета и только вместе выработали те традиции ведения дел, которые сформировали экономическую действительность, которую мы видим сейчас.

Например, для славян в большей степени, нежели многим другим народам присущи такие отрицательные черты как: лень, разгильдяйство, пьянство, вороватость, лживость, подлость, эгоизм, тщеславие. К счастью, для белорусов это менее характерно, чем для русских, но мы ведь долгое время находились именно под влиянием России.

Несомненно, что эти качества привнесли свой негативный вклад в экономическую действительность страны. Так, например, в Беларуси, как и в других славянских странах, можно заметь чрезмерно сильную зависимость авторитета человека от количества его денег, причем не важно, как именно он их заработал, так подменяются ценности, и люди идут на множество недостойных поступков для дополнительного обогащения.

Лень, разгильдяйство и пьянство, очевидно, снижают качество белорусских товаров и понижают их конкурентоспособность. Лживость, подлость и эгоизм приводят к тому, что многие бизнесмены позволяют себе недобросовестное отношение к исполнению своих договорных обязательств. Вороватость увеличивает долю людей обогащающихся не за счет экономической деятельности, и, соответственно, не производящих нужные экономике продукты.

Таким образом, можно кратко заключить, что различные исторические процессы, сформировавшие некие традиции в сфере хозяйственных отношений, в совокупности с особым славянским менталитетом Белорусов привели к существованию сейчас в стране не достаточно эффективных и честных, неформальных, но реально действующих делового и государственного институтов.

 

Заключение

В заключении необходимо выработать ряд рекомендации по преодолению тех сложностей, с которыми столкнулась современная экономика Беларуси. Естественно это сделать весьма непросто, это подтверждает также то, что ни действующая власть ни ее оппоненты не выработали никаких серьезных стратегических решений.

Будем последовательны, и отметим решения в порядке изложения проблем и их исторических корней.

Итак, первое – длительное и планомерное уничтожение или угнетение белорусов, приведшее на данный момент к малой развитости духа предпринимательства среди людей. Хотя сейчас уже генофонд не восстановить, талантливые люди все же регулярно рождаются. Их необходимо правильно обучать, прививать с детства понятия демократии, добросовестного труда и рыночных отношений. Необходимо учить молодое поколение тому, что для того чтобы заработать хорошее состояние важнее трудолюбие, знания и честность. Сегодня государство преследует примерно такие цели, но, к сожалению, пока не достаточно эффективно. Многие дети растут окруженные излишней заботой родителей, привыкают к тому, что все им достается без труда, авторитет знаний среди них падает. Другие дети вообще не получают воспитания от своих родителей, привыкают к недобросовестным методам достижения своих целей. Таким образом, государство должно не только в школах пропагандировать принципы, о которых сказано выше, но и каким-то образом влиять на родителей, с тем, чтобы те также оказывали правильное воздействие на своих детей.

Вторая крупная проблема – проблема коррупции и бюрократии. В этом направлении видится одно заманчивое решение, связанное с развитием современных технологий и коммуникаций. Дело в том, что значительная часть из того что делают люди в государственных органах власти уже сейчас может быть автоматизировано, при этом сразу упадет уровень бумажного оборота, количество административных процедур требующих отдельных визитов человека в органы власти, и можно будет сократить штат работников уменьшив государственные расходы. Кроме того, если автоматизировать многие процессы, то они станут гораздо прозрачнее, и возможностей для сокрытия незаконных доходов станет меньше.

Далее верховная государственная власть должна реально объявить курс на демократизацию и высвобождение белорусского рынка. Она должна заручиться поддержкой широких слоев населения, так чтобы недовольство прослойки мелких чиновников для нее было не опасно. И после этого она сможет активно законодательно упростить все административные процедуры, сможет ужесточить наказание за коррупционные сделки, сможет создать эффективную систему контроля над действиями чиновников и других лиц, на основе современных технологий, и честных контролирующих органов. Решение как можно большего числа вопросов связанных с отношениями бизнеса и государства должно быть оговорено в нормативных документах и запрограмированно в автоматическую систему (в совокупности с активным упрощением административных процедур и налогообложения это представляется возможным), так чтобы свести необходимость самого акта дачи взятки к минимуму.

Следующая проблема – наличие советских привычек в управлении и в исполнении работ. Неэффективность управления и недобросовестность работников. К счастью, советские традиции в управлении, по всей видимости, не так уж глубоко проникли в народные массы, и они должны существенно ослабнуть с выходом на пенсию советских менеджеров. Однако рассчитывать только на это не стоит, следует обучать новых менеджеров правильному подходу к делу, и этот процесс ведется.

Но главным шагом в этом отношении должна стать постепенная приватизация, которая должна продолжаться. А также усиление влияния рыночных механизмов на экономику страны. Контроль над их добросовестным исполнением. Потому что, в условиях рыночной экономики и менеджеры будут вынуждены переходить на эффективные методы управления, и работники будут вынуждены работать добросовестно, иначе они будут рисковать потерять свои рабочие места, или, по меньшей мере, получать очень низкую заработную плату. Такие процессы идут в нашей стране очень медленно.

Далее – сложность системы налогообложения. Решение этой проблемы видится достаточно простым. Систему налогообложения и бухгалтерской отчетности необходимо упрощать, законодательно закрепляя эти упрощения, а также применять современные возможности автоматизации и коммуникации. Этот шаг вполне по силам современной власти, и определенные усилия в этом направлении предпринимаются. Это позволит как улучшить бизнес климат, так и высвободит множество рук для других более полезных дел, нежели ведение бухгалтерии.

Но все это лишь частные шаги по решению белорусских проблем, и как можно увидеть большинство из них в той либо иной мере предпринимается государством. Так почему же страна развивается так медленно? Дело в том, что корень этих проблем, как было показано выше, заложен во всем историческом развитии нашего народа и главное в его менталитете. Поэтому решение всех белорусских экономических проблем не может быть решено чисто экономическими либо правовыми методами. Нам необходимо перевоспитывать народ, менять его отношение к труду, менять отношение людей друг к другу, к профессионализму и образованию. Таким образом, решение экономических проблем во многом зависит от таких сфер общественной жизни, как социальное воспитание, образование, от морали и жизненных приоритетов людей. 

Для того чтобы начать подобное перевоспитание народа, необходимо четко понять пороки которые нужно искоренить. О них сказано выше. Такое перевоспитание должно коснуться всех слоев населения и особенно детей, оно должно осуществляться через детские сады, школы, университеты, социальную рекламу, систему поощрений, организацию каких-то соревнований между детьми и их родителями для введения в образовательный процесс здоровой конкуренции. Также должен быть применен и другой инструментарий. Исследования на темы того, как именно проводить такое перевоспитание должны проводиться в рамках других наук, например социологии, этики и даже истории.

И потому, становится необыкновенно важным применение в белорусской экономической мысли методов институциональной экономики, которая не ограничивается сугубо экономическими вопросами, а работает на стыке наук, изучает различные социальные явления, влияющие на экономическую действительность, анализирует причины, которые вызывают то или иное поведение людей.

 

Наверх

Новости
Начался прием заявок на "Конкурс инноваций в образовании 2016" 19.04.2016

К участию приглашаются индивидуальные разработчики и небольшие команды из 2-6 человек без каких-либо ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям. Если у Вас есть инновационные идеи для сферы образования - этот конкурс для Вас!

Подробнее...

Белорусы на международной олимпиаде по информатике завоевали серебряные и бронзовые медали 06.08.2015

В этом году Казахстан удостоился чести провести 27-ую международную олимпиаду по информатике. Состязание проводилось с 26 июля по 2 августа в г. Алматы в стенах Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. В ней приняли участие 322 конкурсанта из 84 стран.

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба