Меню
Проблема национально-культурной идентичности белорусов

Проблема национально-культурной идентичности белорусского народа

 

В этой работе мы обсудим проблему самоопределения белорусского народа и каждого члена белорусского общества в отдельности. Для этого мы сначала коротко проанализируем то, как и когда формироваться белорусский этнос, затем обсудим то, на какой стадии он сейчас находится, а затем рассмотрим возможные перспективы развития белорусской нации.

Итак, идея исторической общности русских, украинцев и белорусов имеет многовековую историю. На фоне этой очевидной близости мысль о том, что эти «братские народы» тем не менее, все же являются разными народами, пробивала себе дорогу с большим трудом. В среде украинской интеллигенции национальное самосознание зародилось в середине XIX века. Признание существования третьей «русской народности», белорусов, вызревало еще медленнее. В умах местной интеллигенции боролись польское самосознание, и идеология, согласно которой белорусы были лишь одной из этнографических групп русского народа. Идея самостоятельности белорусского народа была впервые выдвинута народнической группой «Гомон», действовавшей среди белорусских студентов в Петербурге в 1880-е гг. И при всех сложностях уже в 1897 г. при проведении переписи населения 74% жителей пресловутого Северо-Западного края определили свой родной язык как белорусский.

Начало белорусскому этносу дали три древнерусских племени: кривичей, дреговичей и радимичей. Кроме того представители этих племен, проживавшие на территории современной Беларуси, смешивались с другими, неславянскими,  местными народностями, которые были оттеснены сюда общим наступлением славян и, таким образом, не оказали влияние на другие славянские народы, а только на белорусский. Кроме того сформировавшее в 13-15 веках Великое Княжество Литовское фактически было государством оппозиционным к прочим славянским государственным образованиям, и при этом оно подпало под сильное влияние Польши, а вместе с ней, под влияние различных западных культурных тенденций. Так, например это послужило тому, что на этих территориях в некоторой степени распространилось католичество. Все эти факторы обусловили генетические, идеологические и культурные отличия будущих белорусов от остальных славян. 

Конечно, важно отметить, что кроме приведенных чисто материальных факторов, для формирования народа необходимы более глубокие духовные факторы. Необходим общий язык и национальная идея. В этом плане белорусский этнос серьезно отставал и отстает от других, чем и обуславливается его очень позднее формирование. Однако надо сказать, что, несомненно, язык все-таки формировался, вначале как диалект, но в дальнейшем все более и более явно, и уже в 19 веке общность языка достаточно точно очертила будущие границы Беларуси. Национальная белорусская идея значительно отстала даже от языка. Однако надо сказать, что хотя собственной национальной идеи белорусы в общем то не имеют и до сих пор, тем не менее на базе постоянных исторических поворотов, смен идеологии и политических партнеров, а в последствии завоеваний территории Беларуси другими государствами, в Беларуси так и не прижилась какая-либо чужая национальная идея. Белорусы как бы выработали своеобразный иммунитет на привнесенные идеологии, и таким образом их национальной идеей можно с натяжкой назвать то, что у них нет чужой идеи. Они как бы хранят это пустующее место для своей собственной национальной идеологии, но во враждебной среде так и не могут ее пока вырастить.

Обратимся теперь к современному положению. На данный момент уже признано и фактически никем не оспаривается существование белорусского народа. Белорусами себя называют около 10 миллионов человек проживающих в разных странах мира. Большинство из них, конечно, живут, собственно, в Беларуси, остальные в соседних странах и лишь малая часть эмигрировала в страны западной Европы, США и Австралию. 

Разберемся же теперь, по какому признаку люди относят себя к числу Белорусов. В основном это конечно просто принадлежность предков и/или самого человека к белорусской территории, при отрицании принадлежности к соседним нациям, т. е. в среднем человек рассуждает примерно так: «Живу я в Беларуси, не поляк, не русский, не литовец, не латыш и не украинец, ну значит белорус». Есть, конечно, ряд людей, которые изначально патриотически настроены, хорошо знакомы с культурой и историей своей страны и сразу говорят однозначно: «Я – Белорус!». Таким образом, и в наше время в целом продолжает работать белорусская квазиидея: «Мы – не они».

Остается важный вопрос, а как это люди решают, что они не русские и не украинцы и так далее. Во-первых, такой вывод они делают, если в их родословной нет людей, явно принадлежавших к одной из соседних наций (такие даже могли бы и быть, главное чтобы они не афишировали и не гордились этим), т. е. большинство их предков тоже считали себя белорусами. 

Во-вторых, сопоставляя свой характер и общие философские нормы жизни с аналогичными свойствами у соседей, люди прослеживают отличия и так самоопределяются. Не вдаваясь в глубокий разбор национальных черт можно выделить несколько черт белорусов и соседей, которые их отличают. Например, белорусы трудолюбивее и честнее русских, менее склонны к применению насилия, воровству, к радикальным шагам. Белорусы не склонны чего-то требовать, редко высказывают своё настойчивое требование, предпочитают терпеть, все ждут и надеются на лучшее, по этой же причине они и прослыли талерантными. Поляки же еще трудолюбивее и порядочнее белорусов, очень заносчивы, религиозны, более настойчивы, кроме того их культура сильно отличается от восточнославянской в сторону запада. К прибалтам славяне (в том числе и белорусы) себя и так никогда бы не отнесли. Самые же незначительные отличия наблюдаются у белорусов с украинцами. Но и их проследить есть возможность. Так украинцы хитрее, радикальнее, более склонны надеяться просто на удачу, а белорусы более скептичные, льстивые, недоверчивые и двуликие.

Культура белорусов также немного отличается от культуры соседей. Эти различия очевидны при сравнении Беларуси с Польшей и Прибалтикой. Менее они заметны для случаев России и Украины. В основном отличия с этими странами кроется в том, что на территории Беларуси большее распространение получило католичество. Почти во всех городах есть костелы выстроенные в соответствующем стиле отличном от православных храмов, кое-где сохранилась историческая застройка, когда дома строились вплотную один к одному, характерная для западной Европы и не свойственная для России и Украины. Кроме того различия в культуре обнаруживаются и в еде (у каждой из трех славянских стран есть национальные блюда, которые почти неизвестны у соседей), национальной одежде и прочем. Все эти отличия очевидны для жителей Беларуси и когда они определяют свою национальность, помимо того о чем говорилось выше, то соотносят те культурные образы которые кажутся им родными с культурами России, Беларуси и Украины и очевидно чувствуют большее родство с культурой белорусской (я здесь осознанно исключаю возможности того, что для белорусских славян может показаться родной культура Прибалтики, Польши или еще более дальних стран). Так белорусы самоопределяются на фоне других народов. 

Еще раз оговорюсь, что белорусы не выработали пока собственной идеи, но четко определяют, что прочие идеи не их. Так белорусы самоопределяются фактически от обратного, методом исключения. А так как такой анализ производит каждый отдельный белорус, то все они чувствуют что не принадлежат к чужим народам, но не чувствуют себя единым народом. Кроме того в белорусах еще на ментальном уровне очень развито единоличничество. На данный момент эта главная проблема белорусского народа. Обсудим возможные перспективы.

В основу образования нации согласно этнолингвистическому типу положен этнос и язык. Что касается гражданской нации, тут главное - общий для всех закон, на нем все строится. Расса, язык и все остальное - это уже вторичное. Так вот когда мы говорим о том, что белорусская нация недостроена, и нам нужно ее достроить, то нужно разобраться, по какой модели мы хотим строить нацию. И это наиболее сложно.

Если следовать по пути построения нации в соответствии с первым подходом, необходимо учитывать для этого нам будет необходимо исполнение следующих позиций: 

  • Беларусь в ее этнографических границах,
  • доминация белорусского языка,
  • абсолютный приоритет национальной истории,
  • демократия и независимое государство.

Таким же образом, проанализировав все позиции, можно прийти к выводу, что даже теоретически этот путь не мог быть реализован в Беларуси, и, скорее всего, - не сможет. Особенно это стало очевидно после майского референдума 1995 года, когда выяснилось, что белорусы проголосовали против языка и национальных символов.

Белорусская нация сформируется но на совсем других основаниях. Видимо, в соответствии со вторым подходом, белорусами будет построено гражданское сообщество. Ведь у нас как минимум 20 лет есть свое государство, у государства есть свои границы, у нас есть общий для всех закон, мы имеем общее для всех права. То есть, формально мы имеем все атрибуты и институты, необходимые для полноценной гражданской нации.

Очевидно, что белорусам не хватает национальных ценностей. В условия развития гражданской нации, я надеюсь, что национальные ценности в ней будут также развиваться, отыгрывать значительную роль, но они, конечно, уже не станут доминантными. Собственно национальные ценности как раз помогли бы нам доформироваться как целому сообществу. Хотя, маловероятно, что все белорусы хотя бы когда-то заговорят по-белорусски. Но, то состояние, в котором теперь находится язык - даже ниже его реального потенциала.

В глобальной миросистеме национальные ценности, возможно, даже приобретут дополнительную ценность. Так как теперь они более редки. Во всех странах теперь наблюдаются некие общемировые культурные тенденции, поэтому если Вы приезжаете куда-то, то многое для Вас уже знакомо, и потому уже не такие броские и очевидные но интересные национальные ценности становятся еще ценнее. 

Все это означает, что для людей заинтересованных в становлении белорусской национальности, да и простым белорусам, которые гордятся своей страной, остается задачей поддерживать и актуализировать национальные ценности. Вопрос же с формированием национальной идеи отходит на второй план.

Таким образом, в данной работе мы обсудили истоки формирования белорусской нации, ее настоящее положение, то, как и чем она отличается от других наций (т. е. в чем ее внутренняя идентичность) и возможные перспективы развития в будущем.

 

Наверх

Новости
Белорусы на международной олимпиаде по информатике завоевали серебряные и бронзовые медали 06.08.2015

В этом году Казахстан удостоился чести провести 27-ую международную олимпиаду по информатике. Состязание проводилось с 26 июля по 2 августа в г. Алматы в стенах Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. В ней приняли участие 322 конкурсанта из 84 стран.

Подробнее...

Министерство образования Беларуси утвердило нижние пороговые значения отметок ЦТ в 2016 году 18.03.2016

Постановлением Министерства образования № 11 от 3 марта 2016 года были утверждены пороговые (минимальные) значения отметок по результатам централизованного тестирования в 2016 году, которые еще будут приниматься при поступлении в учреждения высшего образования.

Подробнее...

Наверх
© 2008-2016 MJOB.BY
VEDAJ.BY - Архитектура и культура БеларусиEDUCON.BY - Физика и Математика - Теория и ЗадачиMAMASBLOG.BY - Сайт о воспитании детей для мамDVERIDUB.BY - Двери, лестницы и мебель из массива дуба